Петербург
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Гуго ван дер Гус "Поклонение волхвов"

После длительной реставрации в Эрмитаже выставляют триптих «Поклонение волхвов» фламандца Хуго ван дер Гуса.
Уэтой картины загадочная история. Для начала никто не знает, откуда она взялась. Трехстворчатое полотно на дереве нашли в 1810 году – в помещении Шталмейстерской конторы, ведавшей при императорском дворе дворцовыми экипажами и перевозкой дворцового имущества. «Непорядок!» – сказал тогдашний хранитель галереи Зимнего дворца Франц Лабенский и перевел вещь в свое хозяйство. Триптиху выдали номер, внесли в инвентарный список и тогда же впервые отреставрировали.

Очень долго никто не знал, кто ее автор. Знатокам живописи было понятно лишь то, что перед ними шедевр, жемчужина коллекции, что относится он к голландской школе, к XV веку – но чьей именно кисти принадлежит? Сначала «Поклонение волхвов» приписали Альбрехту Дюреру. Но в середине XIX века работу показали немецким специалистам, и те заподозрили авторство Босха. И только в начале ХХ века искусствоведы разных стан сошлись на том, что Марию, Младенца и волхвов написал, скорее всего, Хуго ван дер Гус – автор знаменитого алтаря Портинари в галерее Уффици во Флоренции, голландский художник, проживший яркую и до обидного короткую жизнь. Это единственная картина кисти ван дер Гуса в Эрмитаже и вообще в России.

В общем-то, неизвестно, и откуда взялся сам ван дер Гус, и даже когда он родился. Известно только, что в 1451 году город Гент своим указом позволил ему вернуться из изгнания (это первое документальное упоминание его имени); отсюда историки делают вывод, что Хуго ван дер Гус родился в Генте или рядом и успел там набедокурить, за что его выгнали из города, а потом простили. В Генте он вступил в гильдию живописцев, там работал и очень быстро стал знаменит. Ему заказывали картины высокопоставленные аристократы, у него были щедрые и влиятельные покровители, он заведовал украшением улиц Гента и Брюгге по случаю визитов и свадеб королевских особ, получал немалые деньги… и на пике карьеры, еще молодым, вдруг ушел в монастырь. Уже потом стало известно, что художник искал спасения от душевной болезни, мучавшей его и несколько раз ставившей на грань самоубийства. Впрочем, кисть ван дер Гус не бросал и в монастыре: дворяне продолжали заказывать ему портреты, а коллеги по-прежнему ставили в один ряд с лучшими художниками Европы.

Мария и Иосиф принимают нежданных гостей не у яслей, где родился будущий Спаситель, но совсем рядом: ясли изображены на заднем плане, Святое семейство вышло наружу, и ангелы расстелили для Марии богато украшенный ковер. Ангелы парят над головой Девы, продолжая держать этот ковер, как задник для фотографии: он темно-красный, с прихотливым серебряным узором, и камень, на который присела Мария, под таким роскошным покрывалом превращается в царский трон. Ван дер Гус тут попутно решал и живописные задачи: видно, с какой любовью он подбирал тона, оттеняя багрянцем ковра синие одежды Богородицы, а этой синевой, в свою очередь – восковую бледность ее лица.

Эрмитаж реставрировал «Поклонение волхвов» с 2007 года: за века хранения картине пришлось пережить многое. Изначально написанную на деревянной доске, ее двести лет назад перенесли с дерева на холст. Многократно подновляли, покрывали слоями лака, за которыми со временем стало почти не видно красок; триптих стал тусклым, буро-коричневым. Сейчас наслоения расчищены, краски вновь ярки – в общем, музей сделал себе к Рождеству логичный подарок.
3 января 2013,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация