Петербург
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Макбет. Кино

Режиссер/Постановщик: Юрий Бутусов
Автор: Уильям Шекспир
Главный режиссер Театра имени Ленсовета Юрий Бутусов с молодыми актерами труппы выпустил спектакль «Макбет. Кино» по мотивам пьесы Шекспира.

И по характеру того, что происходит на сцене, и даже по длительности спектакля «Макбет. Кино» лучше всего охарактеризовать словом «рейв»

С Юрием Бутусовым происходят удивительные вещи. Казалось бы, разменяв шестой десяток, надо посерьезнеть и поскучнеть, проникновенно вещать с кафедры и навевать на зрительный зал почтенную зевоту в кулак. Бутусов же как будто не в себе: его новый «Макбет» по многим внешним признакам напоминает театральное сочинение горячего юноши, а не зрелого мужа. Взрослые люди так ведь не ставят – ну зачем эта музыка, орущая на пределе децибелов, словно ты попал на какой-то «Колбасный цех»? Да и бесконечный саундтрек из тридцати с лишним произведений как-то за пределами хорошего тона: впрочем, режиссер, кажется, и не пытается скрыть, что прибегает к запрещенному приему манипуляции аудиторией. Он избегает сквозного действия, рассекая спектакль на множество отдельных сцен, не связанных тесными скрепами – словно дубли на съемках фильма. Сцена раздета, почти свободна от декораций, но Бутусов редко использует «планшет» целиком, предпочитая плоские мизансцены на переднем, среднем или дальнем плане – как будто кадры. Тут разрешено многое, если не все: актеры могут устроить дискотеку минут на десять (а режиссер – выскочить на сцену, чтобы принять в ней участие) или молча сидеть под медитативную музыку, на сцену может пролиться дождь из автопокрышек, после затемнения она может оказаться уставленной зеркалами – только для того, чтобы артисты, методично, одно за другим, перетаскали их за кулисы. Режиссер ломает законы, издевается над приемами, а время от времени сует публике форменный кукиш. На важных фабульных перипетиях звучит музыка из «Любовного настроения»: «Режиссер Вонг Кар-Вай, оператор Кристофер Дойл» – сообщает гнусавый голос. Архаичный перевод дает повод для смешков в партере: «Здесь холодно, пойдем наденем платье» – наденем, наденем платье, вторят суровые шотландские воины.

Для полноты картины остается добавить, что спектакль идет шесть часов с тремя антрактами – и это никакая не вынужденная необходимость, а еще один резкий режиссерский жест.

Не думайте, будто все эти жесты адресованы посвященным или театральной общественности. Искать шифр или эзотерический дискурс тоже, пожалуй, в данном случае будет ошибкой. Режиссер направляет свой натиск на «простого зрителя», который пришел отдохнуть, а попал под обстрел канонады. Бутусов не случайно выносит «кино» в название. Спектакль буквально сочится горьким разочарованием в театре – он у нас бессилен, по-лакейски угодлив, оттеснен на обочину и никого не пугает. Бутусов, как последний солдат разгромленной армии, едет на зрителя как на танке, не разбирая дороги, – и в этом, конечно, больше печали, чем торжества.

Впрочем, сквозь грохот прорывается еще один важный месседж – настойчивый, но не переходящий в нотацию. И Макбет (Иван Бровин), и леди (Лаура Пицхелаури) тут милые молодые люди, чья решимость к преступлению выглядит даже в чем-то естественной: горят костры амбиций, так хочется жить на полную катушку, так важно состояться. И оказавшиеся помехой милые чудаки: фриковатый Банко, леди Макдуф с великовозрастным сынком – пускаются ими в расход как бы между делом, случайно. Преуспевание одних оказывается гибелью для других, вместе с погибающими чудаками закрываются, схлопываются их волшебные миры, а сцену заливает равномерный багровый цвет крови.

12 сентября 2012,

Афиша

Персоны

Места

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация