Петербург
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Я свободен

Участники: П. Пряжко
Бывают спектакли камерные, а грядущую премьеру театра Post вернее было бы назвать спектаклем фотокамерным. Спектакль Дмитрия Волкострелова «Я свободен» поставлен по пьесе минского драматурга Павла Пряжко, состоящей из 535 фотографий и 13 подписей к ним.
Каждую из фотографий, сделанных Павлом Пряжко в Минске и окрестностях, согласно требованиям драматурга, нужно проецировать на экран в свое определенное время, соблюдая строгую последовательность. На каждый из снимков отводится ровно семь секунд проекции. С помощью нехитрого арифметического подсчета легко установить, что новый спектакль Дмитрия Волкострелова длится чуть более 62 минут: 535 фото по 7 секунд на каждое. Эти 62 минуты для большинства зрителей, без сомнения, окажутся временем удивления, а то и возмущения. Собственно, и драматургу Пряжко, и режиссеру Волкострелову, ставшему с какого-то момента его верным театральным спутником, не привыкать к сакраментальным вопросам фраппированной публики: а это вообще пьеса? А это вообще театр или что? Но столь далеко они еще не заходили. Даже спектакль «Солдат», который можно посмотреть в московском «Театре. doc» и который продолжается всего десять минут, а поставлен по пьесе, состоящей из одной фразы, и то более традиционен. Там участвует артист Павел Чинарев, имеет место некое действие: артист моется в душе, а его изображение в режиме реального времени передается на экран. Потом мытый Чинарев появляется перед зрителем собственной персоной и даже произносит какие-то слова, прямо как в традиционном театре.

В «Я свободен» актерства в сколько-нибудь традиционном понимании нет. Единственное живое существо во всем этом проекте – режиссер Волкострелов – копается в своем нетбуке, извлекая из него пряжковские фотки, чешет за ухом, даже закуривает, но не факт, что эти его «физические действия» имеют отношение к спектаклю. Ну вот он, скажем, ведь еще и дышит, так что теперь – кричать «браво», просить подышать на бис? Волкострелов, конечно, поддерживает некоторую коммуникацию между спектаклем и залом, зачитывая в нужных местах те самые 13 реплик-подписей. Если быть совсем точным, то не тринадцать, а 12. Перед финалом, словно вспомнив о важном деле, режиссер покинет свой пульт, оставив послушную технику «доигрывать» спектакль самостоятельно, и последняя, тринадцатая, реплика прозвучит уже в записи, из колонок нетбука. Жест важный и показательный: я вот тут перед вами стоял, но это я просто пококетничал немножко, в принципе-то я здесь не очень и нужен.

«Свободен» в названии спектакля можно прочитать как иронию: если такие теперь будут постановки, то, конечно, просторнее станет в театрах – всем спасибо, все могут расходиться. А можно читать и глубже – как попытку вырваться из тенет определенности, из уз языка, из оков театральных правил. Можно сложить четыре фотоистории (взморье, садик и убежавшая собака, люди и машины в минских новостройках, магазин мебели) в одну и искать сквозной сюжет или мысленно раздробить спектакль на любое желаемое количество новелл. Можно обнаружить на экране исповедь фотографа-драматурга Пряжко или воспринять происходящее как конструирование героя, некоего вымышленного любителя сфотографировать все на свете. Можно найти среди людей, затесавшихся на фото, персонажей, и попытаться с ними идентифицироваться или, наконец, просто уйти, хлопнув дверью и потребовав обратно деньги. Вы свободны, вы абсолютно свободны.
17 апреля 2012,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация