Петербург
Москва
Петербург

Бабий Яр

Полузабытая симфония Шостаковича на стихи Евтушенко
В 1961 году «Литературная газета» опубликовала «Бабий Яр» Евгения Евтушенко – поэму о массовом расстреле евреев под Киевом. Взгляд молодого поэта на события Великой Отечественной радикально расходился с официально принятым каноном изображения военных событий, за что Евтушенко вызвали на партийный ковер и заклеймили безродным космополитом. Тогда же «Бабий Яр» прочитал Дмитрий Шостакович – и, придя в восторг, решил положить его на музыку. Чуть позже композитор создаст пятичастную симфонию на тексты поэта: три стихотворения («Юмор», «В магазине», «Карьера») были выбраны из уже изданных, четвертое – «Страхи» – Евтушенко написал специально по просьбе Шостаковича. Законченная в короткий срок Тринадцатая стала ярчайшим манифестом хрущевской оттепели, но для советского времени оказалась высказыванием слишком радикальным – ее не играли, замалчивали и вымарывали из списка сочинений Шостаковича вплоть до перестройки. Парадокс заключается в том, что симфонию крайне неоднозначно восприняли не только в верхах, но и среди ближайших друзей композитора – так, провести премьеру Тринадцатой отказался Евгений Мравинский, причем по причинам не идеологического, а исключительно художественного толка: великому дирижеру показалось, что «Бабий Яр» излишне публицистичен. В год полувекового юбилея симфонии Валерий Гергиев возвращает Тринадцатую на сцену с желанием очистить ее от идеологического шлака и спросить с автора по гамбургскому счету – сыграв «Бабий Яр» не как исторический документ, а как чистую музыку, не выпячивая достоинств, но и не камуфлируя заметных изъянов.
26 февраля 2012,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация