Седмица пятая Великого поста | Музыка и клубы | Time Out

Седмица пятая Великого поста

Седмица пятая Великого поста

О спектакле

Произведения Софии Губайдулиной «Две тропы (посвящение Марии и Марфе)» и «Всадник на белом коне» исполнит Эстонский национальный симфонический оркестр под управлением дирижера Андреса Мустонена

Трибьют Софии Губайдулиной проходит в рамках проекта, носящего громкое и благозвучное имя Великопостных концертов. Другими героями программы уже стали Арво Пярт и Гия Канчели – в принципе, с тем же успехом ее можно было бы озаглавить «Советский авангард сегодня» или «Классики XXI века». Причем без малейшей боязни лишиться столь любезного организаторам программы клерикального содержания: духовная тематика является ключом к музыке многих патриархов постсоветского композиторского истеблишмента. Нынешние семидесяти- и восьмидесятилетние начинали восхождение к творческим вершинам в те времена, когда творчество было прежде всего актом гражданского вызова, насквозь пропитанным бессловесным, но легко улавливаемым диссидентством, когда каждая премьера Шнитке или Денисова становилась в первую очередь политической манифестацией – и уж потом только событием культурной жизни. Вполне естественно, что в таких условиях потребность художественно осмыслять собственную религиозную идентичность, этот универсальный маркер разделения на своих и чужих, вставала особенно резко. Случай Софии Губайдулиной в этом контексте – особый, духовную тему она начала разрабатывать раньше и последовательнее всех своих коллег: вера остается основным источником и вдохновителем ее музыки последние тридцать с лишним лет. О многом говорят одни только названия сочинений композитора: In croce, «Семь слов», «Из Часослова», Offertorium, «Аллилуйя» – за светской акустикой концертного зала у Губайдулиной всегда подразумевается акустика православного храма. «Для композиторского творчества, – признается она сама, – нет никакой более серьезной причины, кроме духовного восстановления: повседневность разрывает человека на части, и он обязан пытаться возобновить связь между своей жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей». Внучка татарского муллы, живущая отшельницей в немецкой деревушке, она обогащает христианскую традицию опытом исламского мистицизма и страстно стремится к экуменизму – объединению всех верований в синтетическую музыкальную религию.

Давно не выступавший в России Эстонский национальный оркестр привозит в Филармонию две ключевые партитуры Губайдулиной рубежа веков. В первом отделении под управлением Андреса Мустонена прозвучат «Две тропы (посвящение Марии и Марфе)» – концерт для двух альтов, написанный в 1998 году по просьбе Курта Мазура: в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, которым он руководил, работали сразу две альтистки, заслуживавшие того, чтобы их игрой восхищались не только в анонимном симфоническом, но и в эксклюзивном концертном репертуаре, расширению которого выдающийся дирижер всячески способствовал. Губайдулина воспользовалась этим заказом, чтобы высказаться на библейскую тему двух типов любви: «Марфа любит, взяв на себя все житейские попечения и обеспечивая тем самым основу жизни, Мария – посвятив себя наивысшему: проходя вместе с Возлюбленным крестный путь ужасающей боли, чтобы в результате добыть для жизни свет и благо». Вторая половина концерта отдана на откуп «Всаднику на белом коне» (2002) – оркестровому дайджесту «Страстей по Иоанну», хорошо знакомых местной публике по прошлогоднему исполнению Валерия Гергиева.

Билетов не найдено!

Закрыть