Петербург
Москва
Петербург

Седмица пятая Великого поста

Произведения Софии Губайдулиной «Две тропы (посвящение Марии и Марфе)» и «Всадник на белом коне» исполнит Эстонский национальный симфонический оркестр под управлением дирижера Андреса Мустонена
Трибьют Софии Губайдулиной проходит в рамках проекта, носящего громкое и благозвучное имя Великопостных концертов. Другими героями программы уже стали Арво Пярт и Гия Канчели – в принципе, с тем же успехом ее можно было бы озаглавить «Советский авангард сегодня» или «Классики XXI века». Причем без малейшей боязни лишиться столь любезного организаторам программы клерикального содержания: духовная тематика является ключом к музыке многих патриархов постсоветского композиторского истеблишмента. Нынешние семидесяти- и восьмидесятилетние начинали восхождение к творческим вершинам в те времена, когда творчество было прежде всего актом гражданского вызова, насквозь пропитанным бессловесным, но легко улавливаемым диссидентством, когда каждая премьера Шнитке или Денисова становилась в первую очередь политической манифестацией – и уж потом только событием культурной жизни. Вполне естественно, что в таких условиях потребность художественно осмыслять собственную религиозную идентичность, этот универсальный маркер разделения на своих и чужих, вставала особенно резко. Случай Софии Губайдулиной в этом контексте – особый, духовную тему она начала разрабатывать раньше и последовательнее всех своих коллег: вера остается основным источником и вдохновителем ее музыки последние тридцать с лишним лет. О многом говорят одни только названия сочинений композитора: In croce, «Семь слов», «Из Часослова», Offertorium, «Аллилуйя» – за светской акустикой концертного зала у Губайдулиной всегда подразумевается акустика православного храма. «Для композиторского творчества, – признается она сама, – нет никакой более серьезной причины, кроме духовного восстановления: повседневность разрывает человека на части, и он обязан пытаться возобновить связь между своей жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей». Внучка татарского муллы, живущая отшельницей в немецкой деревушке, она обогащает христианскую традицию опытом исламского мистицизма и страстно стремится к экуменизму – объединению всех верований в синтетическую музыкальную религию.

Давно не выступавший в России Эстонский национальный оркестр привозит в Филармонию две ключевые партитуры Губайдулиной рубежа веков. В первом отделении под управлением Андреса Мустонена прозвучат «Две тропы (посвящение Марии и Марфе)» – концерт для двух альтов, написанный в 1998 году по просьбе Курта Мазура: в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, которым он руководил, работали сразу две альтистки, заслуживавшие того, чтобы их игрой восхищались не только в анонимном симфоническом, но и в эксклюзивном концертном репертуаре, расширению которого выдающийся дирижер всячески способствовал. Губайдулина воспользовалась этим заказом, чтобы высказаться на библейскую тему двух типов любви: «Марфа любит, взяв на себя все житейские попечения и обеспечивая тем самым основу жизни, Мария – посвятив себя наивысшему: проходя вместе с Возлюбленным крестный путь ужасающей боли, чтобы в результате добыть для жизни свет и благо». Вторая половина концерта отдана на откуп «Всаднику на белом коне» (2002) – оркестровому дайджесту «Страстей по Иоанну», хорошо знакомых местной публике по прошлогоднему исполнению Валерия Гергиева.

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация