Оркестр Романдской Швейцарии

О событии

В Большом зале Филармонии выступает Оркестр Романской Швейцарии (OSR) – коллектив с великим прошлым и пусть не блестящим, но интеллигентным настоящим.

Помимо концертов, оркестр активно записывается: на 2012 год намечен выпуск полного собрания симфоний австрийского композитора Антона Брукнера

С момента основания в 1918 году резидентствующий в Женеве OSR числится главным культурным институтом романской Швейцарии – западной, франкофонной части страны. Золотым веком OSR стали первые пятьдесят лет истории оркестра, когда место главного дирижера занимал Эрнест Ансерме, к середине века сумевший вывести коллектив в европейский симфонический топ. Покинув OSR в конце 1960-х, за полтора года до смерти Ансерме передал свое детище в надежные руки – в разное время во главе оркестра стояло немало по-настоящему выдающихся дирижеров – от Пауля Клецки и Вольфганга Заваллиша до сегодняшнего хозяина Metropolitan Opera Фабио Луизи. Между тем конкуренция на западном музыкальном рынке возрастала, OSR становилось все труднее держать марку, и примерно к началу прошлого десятилетия стало окончательно ясно, что лучшие годы в биографии оркестра остались позади. Когда пару лет назад нынешний главный дирижер Марек Яновский объявил о том, что вскоре покинет свой пост, в качестве возможных преемников назывались имена француза Бертрана де Бийи и японца Казуки Ямады, но связать свою судьбу с OSR не захотел ни один, ни другой. В итоге женевцев удалось сосватать почтенному эстонцу Неэме Ярви – решение, что и говорить, вынужденное: OSR отчаянно требуется харизматичный антикризисный менеджер, а их на все проблемные оркестры даже в Европе не напасешься.

Петербургский концерт проходит в рамках прощального турне Марека Яновского, стоящего у руля OSR седьмой сезон и сумевшего если не придать коллективу новую энергию, так хотя бы сохранить лучшие его традиции. Вечер откроет увертюра к веберовскому «Оберону» – 72-летний дирижер известен главным образом как выдающийся эксперт по немецкой опере. Ключевые достижения OSR в прошлом связывались с современной музыкой вообще и с творчеством Игоря Стравинского в частности: сделанная под управлением Эрнеста Ансерме запись «Весны священной», к примеру, остается эталонной и по сей день. На родину композитора Яновский, впрочем, со своим самоваром решил не соваться, предпочтя сделать ставку на другой конек OSR – французский репертуар. Жаль, что мы не услышим импрессионистов («Море» Дебюсси – пожалуй что самая знаменитая запись оркестра) – во втором отделении концерта женевцы сыграют симфонию Сезара Франка: тут, конечно, будет не избежать сравнения трактовки Яновского с недавней интерпретацией другого западноевропейского мэтра с польскими корнями – Марка Минковского.

Солировать в фортепианном концерте Роберта Шумана приглашен Николай Луганский, музыкант выдающегося таланта и сложной судьбы. На статусных конкурсе имени Рахманинова в 1990 году и конкурсе имени Чайковского в 1994-м его дважды удостаивали серебряной медали, хотя он вполне мог претендовать на золото: просто в шаблонные представления о том, как должен выглядеть официально признанный отечественный пианист номер один, аристократичный интроверт Луганский не вписывался. Для того чтобы добиться признания в России, ему пришлось сделать мощную европейскую карьеру – Яновский много играл с Луганским и сейчас ангажирует его для российской гастроли OSR отнюдь не случайно. Особенно почитаемый во Франции и Швейцарии, Луганский давно уже стал своим среди чужих.