Петербург
Москва
Петербург

Оркестр Романдской Швейцарии

В Большом зале Филармонии выступает Оркестр Романской Швейцарии (OSR) – коллектив с великим прошлым и пусть не блестящим, но интеллигентным настоящим.

Помимо концертов, оркестр активно записывается: на 2012 год намечен выпуск полного собрания симфоний австрийского композитора Антона Брукнера

С момента основания в 1918 году резидентствующий в Женеве OSR числится главным культурным институтом романской Швейцарии – западной, франкофонной части страны. Золотым веком OSR стали первые пятьдесят лет истории оркестра, когда место главного дирижера занимал Эрнест Ансерме, к середине века сумевший вывести коллектив в европейский симфонический топ. Покинув OSR в конце 1960-х, за полтора года до смерти Ансерме передал свое детище в надежные руки – в разное время во главе оркестра стояло немало по-настоящему выдающихся дирижеров – от Пауля Клецки и Вольфганга Заваллиша до сегодняшнего хозяина Metropolitan Opera Фабио Луизи. Между тем конкуренция на западном музыкальном рынке возрастала, OSR становилось все труднее держать марку, и примерно к началу прошлого десятилетия стало окончательно ясно, что лучшие годы в биографии оркестра остались позади. Когда пару лет назад нынешний главный дирижер Марек Яновский объявил о том, что вскоре покинет свой пост, в качестве возможных преемников назывались имена француза Бертрана де Бийи и японца Казуки Ямады, но связать свою судьбу с OSR не захотел ни один, ни другой. В итоге женевцев удалось сосватать почтенному эстонцу Неэме Ярви – решение, что и говорить, вынужденное: OSR отчаянно требуется харизматичный антикризисный менеджер, а их на все проблемные оркестры даже в Европе не напасешься.

Петербургский концерт проходит в рамках прощального турне Марека Яновского, стоящего у руля OSR седьмой сезон и сумевшего если не придать коллективу новую энергию, так хотя бы сохранить лучшие его традиции. Вечер откроет увертюра к веберовскому «Оберону» – 72-летний дирижер известен главным образом как выдающийся эксперт по немецкой опере. Ключевые достижения OSR в прошлом связывались с современной музыкой вообще и с творчеством Игоря Стравинского в частности: сделанная под управлением Эрнеста Ансерме запись «Весны священной», к примеру, остается эталонной и по сей день. На родину композитора Яновский, впрочем, со своим самоваром решил не соваться, предпочтя сделать ставку на другой конек OSR – французский репертуар. Жаль, что мы не услышим импрессионистов («Море» Дебюсси – пожалуй что самая знаменитая запись оркестра) – во втором отделении концерта женевцы сыграют симфонию Сезара Франка: тут, конечно, будет не избежать сравнения трактовки Яновского с недавней интерпретацией другого западноевропейского мэтра с польскими корнями – Марка Минковского.

Солировать в фортепианном концерте Роберта Шумана приглашен Николай Луганский, музыкант выдающегося таланта и сложной судьбы. На статусных конкурсе имени Рахманинова в 1990 году и конкурсе имени Чайковского в 1994-м его дважды удостаивали серебряной медали, хотя он вполне мог претендовать на золото: просто в шаблонные представления о том, как должен выглядеть официально признанный отечественный пианист номер один, аристократичный интроверт Луганский не вписывался. Для того чтобы добиться признания в России, ему пришлось сделать мощную европейскую карьеру – Яновский много играл с Луганским и сейчас ангажирует его для российской гастроли OSR отнюдь не случайно. Особенно почитаемый во Франции и Швейцарии, Луганский давно уже стал своим среди чужих.
18 января 2012,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация