Так говорил Заратустра

О спектакле

Ницше в постановке режиссера «Дао» и «Дау»

То, что разом несколько петербургских театров, не сговариваясь, решили обратиться к текстам мятежного философа – тенденция прелюбопытная. Кто бы мог подумать, что они способны звучать на сцене и резонировать с настроениями сегодняшнего дня? Оказалось, способны. И причина, наверное, не в ницшеанском учении о сверхчеловечестве и тем более не в учении о богоборчестве. У Ницше – в сочинениях, в самой биографии – есть энергия непокоя; он учит, как подняться над собой, прыгнуть выше головы. Этот безрассудный задор самопреодоления так порой бывает необходим городскому муравью, задолбанному обыденным конформизмом и однообразной офисной пахотой.

Режиссеру Алексею Слюсарчуку не впервой пускаться в рискованные творческие одиссеи. Слюсарчук был ассистентом режиссера Хржановского в одиозном кинопроекте «Дау», а в том же «Особняке», где сейчас ставит Ницше, некогда умудрился инсценировать «Дао». Точнее – «Дао-дэ цзин», кладезь древнекитайской философии. Восточные философские и мистические практики вообще не чужды Слюсарчуку, так что медитативная атмосфера спектаклю гарантирована.

Но главным в этой истории станет руководитель маленького, но гордого театра «Особняк» актер Дмитрий Поднозов, которому поручена главная роль Заратустры. Те, кто видели Поднозова в «Кроткой» и «Король умирает» (пьесу Ионеско, кстати, ставил тот же самый Слюсарчук), знают силу его гипнотического обаяния, обманчивую простоту облика и манеры, которые за секунду могут превратиться в демонизм или ангельскую просветленность. Что именно говорит этот человек на сцене и как он говорит, интересно уже само по себе.