Петербург
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

След метеора. Искусство народов Севера 1920-1930-х годов

Сразу надо оговориться: чукчей на выставке нет. Есть нивхи, эвенки, уйгуры, нанайцы и выходцы из только этнографам известных народностей.
Всю эту братию в начале 1920-х привезли через всю страну в Ленинград и учили рисовать. Сначала в художественных мастерских при Русском музее, а с 1930-го года – в отдельном Институте народов Севера. Советская власть решила, что для северных народов должны быть подготовлены не только врачи, учителя и инженеры, но и работники культуры.

Очень соблазнительно думать о выставке северных народов действительно как об анекдоте про чукчу и ожидать от вчерашних оленеводов забавного примитивного искусства. Однако никакого анекдота не получилось. И студенты были талантливые, и учили их внимательные педагоги, подметившие у северян чуткость к колориту и пластике, – но живописцы и скульпторы из них получились такие, что трудно подобрать слова. С одной стороны, это не европейское искусство с его канонами, с другой – примитивным и народным его тоже никак не назвать. Таежные пейзажи, охотничьи сценки, скульптурные портреты – сквозь все это у студентов института прет мощь и жизнь. Так писать могли только люди, которые чувствуют северный пейзаж собственным телом, в нем живут и с ним взаимодействуют. Выставка вряд ли интересна этнографам, а вот художникам обязательна к посещению: чтобы вкусить такого редкого деликатеса, как свежесть восприятия.

До 30.09, Мраморный дворец
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация