Леонидас Кавакос (скрипка) - Шостакович. Симфония № 12

О событии

Революционная симфония, очищенная от пафоса
В первой части симфонии «1917 год» Шостакович предлагает проследить за подготовкой большевистского переворота («Революционный Петроград»), во второй – заглянуть в шалаш Ильича («Разлив»), в третьей («Аврора») – услышать сигнал к штурму Зимнего, в финале («Заря человечества») – испытать постреволюционный катарсис. О произведении предпочли забыть сразу после премьеры: Шостакович, понятно, пострадал от советской власти больше, чем любой композитор, но зачем было писать верноподданническую фреску в самый разгар хрущевской оттепели, не слишком ясно до сих пор. В год полувекового юбилея Двенадцатой Валерий Гергиев решается на радикальный эксперимент – очистить «1917 год» от идеологического шлака и спросить с композитора по гамбургскому счету. Сыграв не исторический документ, а обыкновенную симфонию, одну из пятнадцати – не выпячивая очевидные достоинства, но и не камуфлируя заметные изъяны. Такой подход был предписан Шостаковичу уже давно: в снисходительных индульгенциях потомков гении не нуждаются. Д. Р.

18.06, Концертный зал Мариинского театра