Бенефис Дианы Вишневой

О событии

Бенефис Дианы Вишневой будет демократичным и интернациональным
Диана Вишнева, устраивая свой бенефис, не оглядывается назад, не демонстрирует достижения и завоевания. Хотя, казалось бы, вот у кого трофеев – и ролей, и всяких там наградных статуэток – предостаточно. Но интерес для нее представляет не то, что было, а то, что будет, мир широк, любопытство еще шире – балерина и сама стремится поучаствовать в новой для нее хореографии, и друзей приобщает к незатрепанному репертуару. В этом году главным событием ее бенефиса станет премьера балета Марты Грэм «С поручением в лабиринте».

Спектаклей первой леди американского модерна ни в одном театре нашей страны еще не ставили. Грэм, появившаяся на свет в конце позапрошлого века и прожившая почти столетие, всю свою сознательную жизнь вела борьбу за изменение представлений о танце. Она терпеть не могла истонченных балеринок, пташек в серебряных клетках. Грэм и артистки ее труппы пропагандировали совсем другой женский образ – в нем в равной мере сочетались сила, здоровье и красота. Нет вредным для здоровья (по убеждению Грэм) пачкам и уродующим стопы пуантам. Да – свободной тунике, большому жесту, сверхэкспрессии. На взгляд балетных, наблюдавших в тридцатые за растущей славой Грэм, ее танцовщицы вели себя просто неприлично – ведь в балете даже умирать от отчаяния надо было изящно. Но Грэм презирала все эти приличия – ей важен был громоподобный эффект движения, и она его добивалась. И сюжеты она брала масштабные – то из Библии, то из греческой мифологии.

Вот и спектакль «С поручением в лабиринт», основанный на мифе о Минотавре, длится всего 15 минут, на сцене всего два персонажа, но это – Большой балет.

Грэм в мифе заинтересовала Ариадна, которая, как известно, проложила дорожку-нитку своему возлюбленному Тесею, чтобы тот вышел из лабиринта с убитым монстром.

Грэм превратила миф о Минотавре в историю о том, как женщина сражается с собственными страхами. Никакой герой в этом не поможет – все сделать надо самой. Пройти, вздрагивая, по ниточке, вступить в сражение с чудищем – и одержать победу. Можно только гадать, как проведет этот бой Диана Вишнева. (Ее Минотавром будет Бенжамин Шультц из Martha Graham Dance Company.)

Кроме прогулки по лабиринту, прима предложит нам маленький визит в «Парк» Анжелена Прельжокажа – и тут важно, что ее партнером в фантастическом «поцелуйном» дуэте будет берлинский худрук, мировая звезда Владимир Малахов. Пара так понимает друг друга, что каждое (редкое!) выступление их убеждает зрителя в стопроцентной подлинности рассказываемой love story. Еще Малахов появится в «Умирающем лебеде» – нет-нет, никаких пачек и перьев, версия Мауро де Кандиа включает намеки на привычные жесты балерины, но к пародии никакого отношения не имеет, просто чуть горьковатые заметки о том, что человеку хочется и что дано на самом деле. Еще – незнакомый прежде петербуржцам Форсайт в исполнении Ноа Гелбера и Кати Марковской и визит этуалей Парижской оперы Орели Дюпон и Эрве Моро. Никакой торжественности и скуки. Бенефис балерины без страха и упрека. Текст: Анна Гордеева

Бенефис Дианы Вишневой
23 июня Мариинский театр