Петербург
Москва
Петербург

Pole (Германия), Anreioid (Германия), Microbe (Белоруссия), Pavel Ambiont (Белоруссия), Samwell (dub techno, IDM)

В "Эфир" приезжает ключевая фигура цифрового даба Штефан Бетке, более известный под псевдонимом Pole.

В 2000 году знаменитый электронщик, джазовый композитор и концептуалист Мэтью Херберт опубликовал «Персональный контракт о сочинении музыки», где, в частности, говорилось о том, что в композиции «случайные сбои и помехи в работе оборудования имеют такую же силу, как и осознанные и заранее обдуманные решения».

Двумя годами ранее кельнскому звукоинженеру Штефану Бетке подарили звуковой фильтр Waldorf. По легенде, фильтр упал на пол, сломался и впоследствии при каждом включении издавал причудливый треск и шорохи. Так, благодаря магической случайности, появился проект Pole, чей насыщенный потусторонним треском саунд дал мощный толчок для таких стилей, как глитч, clicks’n’cuts и микрохаус.

Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что музыка Pole ближе к джазу, чем к электронике. Это особенно заметно на первом альбоме проекта, лаконично названном Pole 1, где булькающие аккорды и минималистичные басовые партии лишь дополняли бесконечную импровизацию шумового фильтра.

Несмотря на то что один из синглов Pole назывался Tanzen, неторопливая музыка Бетке предполагала скорее внимательное прослушивание. К ней не клеились стилистические ярлыки, и самым верным было определение самого Штефана «урбанистический даб». Только вместо свойственной ямайскому стилю медитативной расслабленности его даб дышал цифровым аналитическим холодком. Габаритного немца вообще отличала вдумчивость и обстоятельность: отсюда и односложные чеканные названия композиций вроде Berlin, Stadt или Modul, и «пронумерованные» альбомы, чьи обложки отличались только базовыми цветами спектра — синий, красный, желтый.

Отсюда, наконец, и успех его звукозаписывающего лейбла ~scape. Штефан с самого начала четко представлял, что он хочет выпускать: «Музыка должна быть, первое, выдающейся, второе, минималистичной и, третье, ищущей новые пути». К слову, открывать новые имена Бертке удавалось не хуже, чем записывать музыку: именно после релизов на ~scape имена мастера семплерного коллажа Яна Елинека, американского компьютерного фрика Кита Клэйтона, и даб-альянса Burnt Friedman & The Nu-Dub Players попали на афиши крупных фестивалей.

C выходом очередной названной именем проекта пластинки на мейджор-лейбле Mute Records саунд Pole резко изменился. Бетке без остатка вымел из своей музыки звуковой сор, пригласил рэпера по прозвищу Толстяк Джон, контрабасиста и саксофониста и заиграл математически бесстрастный хип-хоп. От джаза в его музыке осталось немногое — танцевальный грув, хотя это и были очень медленные танцы. Иногда его наполненную статическим электричеством музыку сравнивают с архитектурой. Да и сам Бетке по воззрениям и методам работы напоминает этакого зодчего: он методично отсекает все лишнее и проводит долгие часы, работая над формой. Как известно, у архитектуры и музыки есть общая точка соприкосновения — и та, и другая помогает ограничить, освоить и облагородить пространство. У Бетке это получается превосходно, и знаменитый афоризм Фрэнка Заппы про разговоры о музыке и танцы об архитектуре в его случае не срабатывает — на концертах Pole такие танцы происходят постоянно.

20 апреля 2010

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация