Гамлет

О спектакле

Валерий Фокин вернул на сцену Александринского театра главную пьесу мирового репертуара

Пьеса, написанная почти пятьсот лет назад, осовременена в Александринском максимально. Начиная с того, что зрители не слышат со сцены привычных переводов Пастернака или Лозинского. Текст шекспировской трагедии адаптировал к современности Вадим Леванов, одна из ключевых фигур новой драмы, автор предыдущей постановки Фокина «Ксения. История любви». Поэтому не стоит удивляться, если Гамлет станет объясняться с Гертрудой, не стесняясь в выражениях.

Еще одна особенность спектакля — динамичность. Весь шекспировский детектив — от известия об истинных причинах смерти отца Гамлета до разоблачения Клавдия — разыгывают за полтора часа. Видимо, опираясь на исследования современных социологов, утверждающих, что в наше время среднестатистический зритель дольше высидеть не способен.

Трагедия Гамлета, по мнению Леванова и Фокина, заключается в том, что он захотел найти правду в мире, где все изначально построено на лжи и притворстве. И единственный путь, который он может выбрать, чтобы остаться адекватным своему окружению, — стать таким же. Сейчас, когда жизнь все больше расслаивается на реальную и виртуальную — со множеством масок и личин, тема по-прежнему актуальна.

А вот за то, что Гамлет окажется мелкотравчатым, можно не волноваться — заглавную роль в спектакле играет Дмитрий Лысенков, умеющий философски обосновать существование своего персонажа. Кстати, именно эта особенность Лысенкова и позволит наконец сделать Гамлета молодым человеком, вопреки сложившейся в последнее время традиции отдавать роль двадцатисемилетнего принца мужчинам под сорок. Лысенков — актер, способный опровергнуть мысль, что сейчас ни театру, ни обществу Гамлеты не нужны. Наоборот, именно они могут помочь нам понять, чем истина отличается от лжи.