Поколение Z. Пионеры звука в России 1920-х | Арт | Time Out

Поколение Z. Пионеры звука в России 1920-х

Поколение Z. Пионеры звука в России 1920-х

О выставке

Выставка «Поколение Z»,
уже показанная в Париже
и Москве, расскажет о забытой истории советской
экспериментальной музыки 1910-1920-х годов

Z в названии выставки — графический символ послереволюци- онного времени, зигзаг, символизирующий траекторию жизни того поколения; молния, энергия, скорость. Этот же зигзаг выводит далекую историю в современность, в 1990-е годы, в постперестроечный сумбур, к поколению Z, которое тогда сформировалось. Именно оно оценило то, что почти сто лет назад казалось утопией, а сейчас стало мощной платформой для роста новых художников.

Куратор выставки — энтузиаст и исследователь Андрей Смирнов, возглавляющий Термен-центр в Москве. Термен-центр — не музей музыкального авангарда, а живой проект, посвященный экспериментальной электроакустике. Сейчас, например, Смирнов поглощен идеей создания оркестра из 30 лэптопов. На выставке, конечно, тоже будут звуки — без них история художников нового типа, изобретателей, экспериментаторов не может быть полной. Один из героев того времени — Арсений Авраамов. В сентябре 2009 года впервые после 70-летнего перерыва можно было услышать его «Симфонию гудков», которую реконструировал молодой композитор Сергей Хисматов. И хотя в его распоряжении была современная звукоусилительная техника, а не корабли Каспийской флотилии, как у автора при исполнении симфонии в Баку в 1922 году, произведение обрело новую жизнь и слушателей. Инструментальный ряд симфонии мгновенно поражает: гудки заводов и фабрик составляют один гигантский оркестр, пулеметы заменяют малые барабаны, крупная артиллерия — большие, а венчают композицию знаменитые «Марсельеза» и «Интернационал». Становится понятно, почему идейный реформатор Авраамов хотел уничтожить рояли как символ баховской равномерной темперации.

В Невской куртине в виде редких факсимиле будет выставлена история ученого, анархиста, автора термина «биомеханика» Алексея Гастева, главного вдохновителя Авраамова. В разделе «Графический звук» зритель, бродя между стойками с наушниками и стендами с историческими справками, поймет, в чем уникальность техники съемки чертежных звуков на мультипликационном станке, а на плазменных панелях увидит редкие тон-фильмы. Они были воспроизведены на изобретенном Евгением Шолпо вариофоне, который, по сути, является прототипом семплеров. Важное место на выставке занимает графика художника и теоретика Соломона Никритина, который, наряду с Александром Тышлером, придерживался своего собственного метода — проекционизма. Изобретенная им теория утверждала, что художник создает лишь проекции произведений, а домысливает и окончательно творит их зритель. Поэтому ошибки, любого рода недочеты и казусы наполнились совершенно иным смыслом и значением.

Разумеется, не оставлена без внимания и история гения электронной музыки Льва Термена. В числе его изобретений не только всем известные терменвокс и ритмикон, но и подслушивающая система «Буран», которая однажды стала причиной скандала в американском посольстве, а игру на терменвоксе пытался освоить даже В. И. Ленин. Большое количество материалов из архива Государственного института музыкальной науки помещено в разделе под названием «Гибель утопии», что создает ощущение фантастического романа, подкрепленного интересными подробностями биографии героев. Сегодня каждый, кто встает за вертушки для экспериментов со звуком, в курсе, кто такой Термен, но не так известно, что именно пионеры звука больше всего повлияли на тех же Kraftwerk, Артемьева и «Елочные игрушки».

Билетов не найдено!

Закрыть