Петербург
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Иудейка

В массовых сценах спектакля одновременно задействовано свыше 130 человек

Михайловский театр увлекся экзотическим репертуаром. За чешской романтической сагой «Русалка» Дворжака последовала постановка оперы XIX века, идеального образца пышного французского стиля — «Иудейки» Жака Фроманталя Галеви. Театр выбрал более мягкий вариант названия оперы: первоначальное — «Жидовка» — в наше время звучит неполиткорректно. Французский «большой стиль» в опере — это культ подлинного светского развлечения, такой оперный Голливуд: эффектная музыка, возвышенные страсти и масштабные массовки. «Иудейка» Жака Фроманталя Галеви (между прочим, учителя Шарля Гуно и Жоржа Бизе) своеобразная квинтэссенция жанра: огромное пятиактное действо с шикарными балетными вставками, с избытком и благородно дерзкой музыки, и мелодраматических переживаний.

В основе сюжета — непримиримый антагонизм евреев и христиан в Швейцарии XV века. Главная героиня Рахиль всей душой предана заветам Торы, но влюбляется в христианского принца, который выдает себя за ее соплеменника. Рахиль бросается в костер, не желая изменить своим идеалам. Романтическая линия при этом изобретательно вплетена в трагический сюжет: не совсем ясно, что вынудило девушку совершить роковой поступок — религиозное чувство или все-таки несчастная любовь.

Режиссер Арно Бернар, на счету у которого вердиевские постановки в венецианском театре La Fenice и неаполитанском San Carlo, решил остановиться все-таки на политической версии. Он перенес действие в 30-е годы прошлого века, когда в Германии собирались окончательно решить все вопросы, связанные с евреями, и сделал акцент на то, как тоталитаризм влияет на сознание человека. Сценограф Герберт Мурауер в свою очередь визуально отсылает и к библейским текстам, и к эстетике Третьего рейха. Сам же Арно Бернар говорит о спектакле следующее: «Я сознательно отказался от стереотипов: в опере нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, все они — реальные люди. В центре конфликта — проблема личного выбора. В итоге все оказываются жертвами тоталитарной системы. Постановка современная, действие приближено к зрителю, нет и намека на Швейцарию XV века. Это условный город где-то в Европе 1930-х годов: именно тогда евреи пострадали от нацистской власти. Спектакль, в первую очередь, о настоящей трагедии. Хотя в зрелищности ему тоже не откажешь: в массовых сценах одновременно задействовано свыше 130 человек, и каждый из них получил от меня индивидуальное артистическое задание». 

22 февраля 2010

Афиша

Места

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация