Петербург
Москва
Петербург

Чеховъ. Водевиль

"Чеховъ. Водевиль" в Театре им. Ленсовета – пример того, что не стоит браться за классику по принуждению

В юбилейный сезон какого-нибудь классика, как сейчас — Чехова, театрам очень сложно удержаться от соблазна поставить что-нибудь «к дате»: такой предсказуемый ход гарантирует и предсказуемые дивиденды. Но сложность с Чеховым состоит в том, что пьес он написал совсем немного, поэтому чтобы избежать тиражирования одних и тех же названий в афише, приходится выкручиваться, выбирая что-то менее известное, чем «Три сестры» или «Вишневый сад». Режиссер Андрей Прикотенко в Театре им. Ленсовета поставил чеховские водевили. Но выбрав нетрадиционный вариант, проиграл. В первую очередь — концептуально. Три коротких скетча «Предложение», «Юбилей» и «О вреде табака» объединяет история неудачного брака главного героя, длящаяся 30 лет, с нелепейшим началом и абсолютным умственным коллапсом главного героя в финале. Проблема в том, что попытки натянуть такую сюжетную линию на три разрозненных водевиля подобны натягиванию презерватива на голову, так что итог предсказуем: ткань спектакля разорвалась на куски. Виной тому, видимо, небрежность, с которой Прикотенко осуществлял задуманное.

Например, по ходу действия возникает странное ощущение, что режиссер либо не учился даже в школе, либо решил стать последователем Толкиена и изобрести параллельную реальность. В спектакле проговаривается время действия — предложение сделано в 1889 году, в финале герой жалуется, что живет со своей женой уже тридцать лет. Но при этом в конце XIX века главной героине прислуживают «девки» (так они обозначены в программке), и по тому, как она ими командует, а они рабски подчиняются, не возникает сомнений в том, что это крепостные. Через тридцать лет все та же героиня содержит пансион для девиц. Видимо, Октябрьская революция в сознании режиссера отсутствует. Как и намек на работу с актерами — Александр Новиков и Ульяна Фомичева в роли супружеской пары как будто участвуют в конкурсе на лучшее изображение эпилептического припадка, и этим они заняты практически все время. Хотя в «Лерке» того же Прикотенко актрисе удавалась сыграть полноценную трагическую судьбу женщины. А Новиков считается лучшим комиком города, но все-таки необходимо, чтобы его дарование сдерживали хоть какие-то режиссерские рамки.

И все это не злобные придирки, просто пример Прикотенко — наука другим режиссерам: не стоит руководствоваться в творчестве принципом «дурак не заметит — умный промолчит», публике очень не нравится, когда грубую поделку выдают за классику.

20 января 2010

Афиша

Места

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация