Петербург
Москва
Петербург

Ансамбль Игоря Моисеева

Балет Игоря Моисеева привозит программу "Лучшее из лучшего". За 70 лет существования ансамбля поставлено несколько сотен танцев

Когда Игорь Моисеев танцевал в Большом (это было давно — в двадцатых годах прошлого века), его очень не любило начальство. Бодрый, бойкий, заводной — такие вроде бы были в моде, но еще и остроумный, и саркастичный, нужны же были доверчивые. Когда в театре начали «есть» Касьяна Голейзовского, молодой танцовщик выступил в защиту хореографа-экспериментатора — и ему не помог, и самого выпускать на сцену перестали. Собственные постановки Моисеева, что он делал в тридцатых, ненадолго задерживались в репертуаре: возникал новый имперский стиль, а тут какие-то «Три толстяка» с нескрываемой любовью к вольному цирку. Казалось, все, тупик, каменная стена — и вдруг хореограф нашел выход. Он предложил советскому правительству создать ансамбль народного танца, и благонамеренная идея была поддержана, первая репетиция прошла в 1937-м.

Сомнительный автор скрылся из глаз — декларировалось, что автором стал народ. Моисеев стал путешествовать по стране, собирать фольклор, показывать городским жителям танцы тунгусов и калмыков. На самом деле в значительной части придумывая их: несколько северных народностей целиком обязаны Игорю Александровичу своей хореографией. Потом начались гастроли по миру — Моисеев собирал хореографию и там. Корея, Китай, совсем уж всякие экзотические острова — танцы были разными, танцы были яркими, никто не протестовал, и лишь редкие зарубежные исследователи изумлялись: почему, проезжая по тем же самым местам, они ничего подобного не находили.

Моисеев прожил век и один год, до самого финала был в здравом уме и твердой памяти, и за семьдесят лет существования ансамбля поставил несколько сотен танцев. В самый известный цикл с будничным названием «Танцы народов мира» входят вещи как статусные (типа уральской «Шестеры»), так и экзотические (киргизский танец «Догони девушку» или якутский «Добрый охотник»). «Балет Моисеева», как теперь называется труппа, аккуратно хранит наследство и воспроизводит его с блеском — что истории про образцово кривоногих аргентинских пастухов («Гаучо» зал всегда требует на бис — и получает требуемое), что выходы сигающих к колосникам украинских парубков. В Петербург театр привозит best of the best — в первом отделении будут именно «Танцы народов мира», во втором — «Половецкие пляски». Зрителям Мариинского, слушателям «Князя Игоря» привычнее та версия «Плясок», что принадлежит Михаилу Фокину — что ж, теперь можно сравнить варианты и согласиться (или не согласиться) с самим Моисеевым, что его спектакль в большей степени принадлежит ХХ веку, чем слишком классическая, на его взгляд, постановка Фокина. В любом случае это один из лучших способов встретить старый Новый год и попрощаться с длинными каникулами.

25 декабря 2009

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация