Сергей Щербаков «Морская соль»
О мероприятии
Фотография как аккумулятор тепла
Обычно с моря все привозят одинаковые бессмысленные снимки. Мозги под действием жары и соленого воздуха разжижаются, и на карточках появляются горизонт, тень фотографа на камнях или песке, следы пяток в полосе прибоя и фрагменты разнеженных тушек среди волн.
У Щербакова сюжетно вроде бы то же самое, но даже в плацкартном вагоне он ухитряется с помощью объектива обнаружить загадочное визуальное явление, хранящее страшно важную тайну. Конфигурации тел, жадно накапливающих воспоминания о тепле на долгую зиму, жар пересушенных солнцем поверхностей и прохлада простыни в тени, — все это без затруднения транслируется через пространство и время, консервируется, чтобы фотографию можно было достать с полки холодным темным вечером, как банку с вишневым вареньем. Щербаков любит фотоалхимию и часто использует разные спонтанные эффекты, обусловленные не волей автора, а особенностями технологий. Он работает с перепроявленной, недопроявленной или просроченной пленкой, использует в своих интересах эффекты, которые обычный фотограф посчитал бы браком.
Жизнерадостная простота фотоманипуляций в серии «Морская соль», когда крупинки образуют веселенький орнамент цветных пятен поверх изображения, доказывает, что этот род искусства требует владения бытовой магией, так же как высокая кулинария, способная воскрешать и передавать воспоминания.