Лучо Фонтана "Мастер европейского искусства" | Лучо Фонтана «Мастер европейского искусства» | Time Out

Лучо Фонтана «Мастер европейского искусства»

Лучо Фонтана «Мастер европейского искусства»

О мероприятии

Авангардисты в ХХ веке на славу поглумились над живописью. Итальянец Лучо Фонтана бросался на собственные холсты с ножом, оставляя резаные и рваные раны.

Авангардисты в ХХ веке на славу поглумились над живописью. Каждый третировал ее по-своему. Русский поляк Казимир Малевич методично доводил живопись до самоубийства, которое она и совершила в «Черном квадрате». Итальянец Лучо Фонтана бросался на собственные холсты с ножом, оставляя резаные и рваные раны. В «Белом манифесте», изданном в 1946 году в Буэнос-Айресе, он призывал отказаться от традиционных форм и материалов. Сам отказался, но не до конца. Экспрессивные абстракции, в которых он воплощал свою теорию, остались все же в рамках скульптуры и живописи. Но драматическая любовь-ненависть к искусству достигла такого накала страстей, что дело дошло до поножовщины. Фонтана лишил искусство неприкосновенности, стащил его с олимпа прямо в гущу жизни, опасной и нищей, где запросто могут пырнуть ножом. В какой-то мере эти абстракции автопортретны: Фонтана-солдат был ранен на Первой мировой. Свои 69 лет (18991968) Лучо Фонтана провел в плаваниях между двумя землями — родной Италией и Латинской Америкой, где он провел раннее детство и куда периодически возвращался. Две силы ясно проявляют себя во всем, что он делал: итальянская свободная элегантность и латинская перегретая страсть в сочетании с мистицизмом. До Второй мировой он работал как скульптор. В 1930-х в Милане из его рук выходили вполне реалистические фигуры — крепкие женщины со скуластыми индейскими лицами, скульптурные портреты, больше похожие на случайно отрезанные от целого головы или торсы. Чтобы усилить впечатление, Фонтана витаминизировал свои скульптуры золотом и нагружал цветным стеклом. Но, видимо, эффект все же не удовлетворял его. В своей теории «спациализма» (spаzio по-итальянски — «пространство») Фонтана хотел найти способ заставить зрителя вступать с искусством в прямой контакт. На зрителя нужно расставить капканы. Мимо огромных одноцветных холстов, блестящих, покрытых яркими красками, мимо бронзовых «камней» и идеально гладких огромных «яиц» он не сможет пройти равнодушно. Потому что в них зияют вполне человеческие раны. Искусство Лучо Фонтаны пугающе красиво. Оно действует на воображение так же, как самодельные домашние алтари истовых латиноамериканских католиков, где распятия соседствуют с инструментами древнего языческого колдовства, пучками волос, увядшими цветами, черными свечами, фотографиями близких родственников, а все вместе блестит и переливается, украшенное ракушками и поддельными брюликами. Ведь главный ингредиент жертвоприношения — красота. Стигматы расцветают на руках святых отчаянно прекрасными цветами. Неверующим предлагается вложить пальцы в раны, чтобы поверить. Лучо Фонтана — мастер европейского искусства. Покупается, продается — хороший бренд. Только он — что-то вроде пятой колонны. Фонтана терроризирует искусство. Берет в заложники красоту и хладнокровно протыкает ножом. И, похоже, делает он это из радикальных религиозных убеждений.

Билетов не найдено!

Закрыть