Петербург
Москва
Петербург

Лучо Фонтана "Мастер европейского искусства"

Авангардисты в ХХ веке на славу поглумились над живописью. Итальянец Лучо Фонтана бросался на собственные холсты с ножом, оставляя резаные и рваные раны.
Авангардисты в ХХ веке на славу поглумились над живописью. Каждый третировал ее по-своему. Русский поляк Казимир Малевич методично доводил живопись до самоубийства, которое она и совершила в "Черном квадрате". Итальянец Лучо Фонтана бросался на собственные холсты с ножом, оставляя резаные и рваные раны. В "Белом манифесте", изданном в 1946 году в Буэнос-Айресе, он призывал отказаться от традиционных форм и материалов. Сам отказался, но не до конца. Экспрессивные абстракции, в которых он воплощал свою теорию, остались все же в рамках скульптуры и живописи. Но драматическая любовь-ненависть к искусству достигла такого накала страстей, что дело дошло до поножовщины. Фонтана лишил искусство неприкосновенности, стащил его с олимпа прямо в гущу жизни, опасной и нищей, где запросто могут пырнуть ножом. В какой-то мере эти абстракции автопортретны: Фонтана-солдат был ранен на Первой мировой. Свои 69 лет (18991968) Лучо Фонтана провел в плаваниях между двумя землями - родной Италией и Латинской Америкой, где он провел раннее детство и куда периодически возвращался. Две силы ясно проявляют себя во всем, что он делал: итальянская свободная элегантность и латинская перегретая страсть в сочетании с мистицизмом. До Второй мировой он работал как скульптор. В 1930-х в Милане из его рук выходили вполне реалистические фигуры - крепкие женщины со скуластыми индейскими лицами, скульптурные портреты, больше похожие на случайно отрезанные от целого головы или торсы. Чтобы усилить впечатление, Фонтана витаминизировал свои скульптуры золотом и нагружал цветным стеклом. Но, видимо, эффект все же не удовлетворял его. В своей теории "спациализма" (spаzio по-итальянски - "пространство") Фонтана хотел найти способ заставить зрителя вступать с искусством в прямой контакт. На зрителя нужно расставить капканы. Мимо огромных одноцветных холстов, блестящих, покрытых яркими красками, мимо бронзовых "камней" и идеально гладких огромных "яиц" он не сможет пройти равнодушно. Потому что в них зияют вполне человеческие раны. Искусство Лучо Фонтаны пугающе красиво. Оно действует на воображение так же, как самодельные домашние алтари истовых латиноамериканских католиков, где распятия соседствуют с инструментами древнего языческого колдовства, пучками волос, увядшими цветами, черными свечами, фотографиями близких родственников, а все вместе блестит и переливается, украшенное ракушками и поддельными брюликами. Ведь главный ингредиент жертвоприношения - красота. Стигматы расцветают на руках святых отчаянно прекрасными цветами. Неверующим предлагается вложить пальцы в раны, чтобы поверить. Лучо Фонтана - мастер европейского искусства. Покупается, продается - хороший бренд. Только он - что-то вроде пятой колонны. Фонтана терроризирует искусство. Берет в заложники красоту и хладнокровно протыкает ножом. И, похоже, делает он это из радикальных религиозных убеждений.
27 февраля 2006,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация