Дон Кихот

О спектакле

Художественный руководитель театра Семен Cпивак поставил не многостраничный роман Сервантеса, а забытую инсценировку Михаила Булгакова.

Художественный руководитель театра Семен Cпивак поставил не многостраничный роман Сервантеса, а забытую инсценировку Михаила Булгакова «Страсти по Дон Кихоту». В хрестоматийном сюжете про обнищавшего идальго, сражавшегося с ветряными мельницами, писатель сосредоточился на конфликте главного героя с обществом. Дон Кихот не живет иллюзиями, просто в его представлении мир оказывается лучше, чем он видится остальным. Герой отстаивает свои взгляды, а серые мещане никак не могут простить ему индивидуального подхода к действительности. Подобная трактовка для времени создания инсценировки (30-е годы прошлого века) оказалась настолько опасной и вольнодумной, что ее запретили. Но, по мнению создателей спектакля, сейчас ситуация другая — и образ Дон Кихота заставит зрителей задуматься о том, как важно сохранить индивидуальность. Мораль немного наивна, но в Молодежном любят простые истины.

На роль рыцаря был выбран Андрей Шимко, который запомнился ролью Тригорина в премьере уходящего сезона — постмодернистской «Чайке» Кристиана Люпы. Как и чеховского персонажа, нового героя Шимко сыграл вне жестких сценических традиций.

На вопрос о том, бросает ли вызов окружающим Дон Кихот своими поступками, Шимко отвечает: «Я не думаю, что это вызов. Это, скорее всего, увлекательное путешествие героя и его желание сделать этот мир интереснее, чем он есть на самом деле. Это не жажда что-то доказать, а удивительное стремление играть в жизнь, выбираясь из ада повседневности. В реальной жизни таких непростых людей на самом деле много. Они создают проблемы для окружающих, но без них было бы совсем скучно».

Другое дело, что Спивак — далеко не Люпа и, к сожалению, ждать экспериментальных провокаций от него не стоит. Но можно ожидать, что в спектакле проявятся фирменные черты его стиля, за которые зрители уже много лет любят «Касатку». Это чувства, которые герои испытывают друг к другу и транслируют в зал. Не случайно художник Семен Пастух застелил всю сцену белой овчиной — в спектакле «мягко стелют» во всех смыслах этого слова.