Петербург
Москва
Петербург

Владимир Овчинников "Искусство принадлежит всем"

Выставка "Искусство принадлежит всем" - редкий шанс для нового поколения заглянуть в недавнее героическое прошлое, конец 80-х - начало 90-х.

Выставка «Искусство принадлежит всем» — редкий шанс для нового поколения заглянуть в недавнее героическое прошлое, конец 80-х — начало 90-х. Под натиском мемуаристов и интерпретаторов эта история стремительно отъезжает в эпические дали, а ведь было это меньше двух десятков лет назад — и «Попмеханика», и Новая академия изящных искусств, и клуб «НЧ/ВЧ», и первые рейвы, и «Дерево» во Дворце молодежи, и «маленький двойной» в «Сайгоне», и сейшны в «Там-Таме», и перформансы во дворе загаженной, но аристократически возвышенной «Пушкинской-10», и дух свободы над волнами. Вадим Овчинников — один из главных героев поколения дворников и сторожей: выразитель времени, музыкант, художник, мультипликатор, поэт, теоретик. Очевидцы, встречавшиеся с ним хотя бы мельком, отзываются о нем с теплой симпатией и почтением, а его трагическая, так и не раскрытая смерть в 1996 году стала для многих знаком конца эпохи.

Овчинников принадлежал к редкому типу художников, которые так заряжены живописной стихией, что превращают в искусство все, к чему прикоснутся. Попроси такого покрасить стену казенной краской и малярной кистью, и покрашенная стена будет потом десятилетиями фонить артистической свободой. Это свойство, очевидно, было заразным, и вокруг Вадима выходило на орбиты множество менее одаренных, но столь же воодушевленных художников, режиссеров, музыкантов. Интересно было бы в качестве мемориального проекта попытаться собрать вместе и обследовать на предмет арт-радиации тех детей, которых Овчинников с Олегом Котельниковым и другими художниками учили рисовать в конце 80-х в подростковом клубе «Дружба» на улице Рубинштейна. Большие плоскости, закрашенные одним цветом, в картинах Овчинникова вибрируют и мерцают. Как истинный даос, он очень любит оранжевый цвет. В почти абстрактных пейзажах, которые художник Слава Шевеленко называл «мужественными и чистыми», плавают разные сущности, подобранные автором во время путешествий по параллельным мирам. Тотемные звери, мифические герои, схемы, знаки, символы, пиктограммы, похожие на наскальные рисунки древнего человека. В живописных глубинах Овчинникова есть все самое необходимое для жизни: солнце, луна, пальмы, цветы, грибы, рыбы, горы и много света. По словам историка искусства Екатерины Андреевой: «География путешествий, которые он совершал, не покидая мастерской, едва ли поддается описанию. Вадим Овчинников одновременно проживал несколько жизней и был на связи с различными мирами».

Во время перестройки он смог отправиться в реальное странствие — пересек Америку поперек, из Калифорнии в Нью-Йорк. Принципиальной разницы не наблюдается — из Нового Света он привез такие же фантастические полуабстрактные пейзажи, какие рождались в результате медитаций на «Пушкинской-10».

Загадочный, благородный и великодушный «последний герой», Овчинников считал, что искусство может делаться из чего угодно и, вслед за Йозефом Бойсом,— что художником может стать каждый. Шаманские заклинания и теоретические опусы, наверное, сейчас уже не помогут, но от живописных полотен все еще можно хватить дозу вдохновения.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация