"Взаправду понарошку. Мумми Тролли и все остальные"

О событии

Лучший способ постичь глубины чужой культуры, чем распробовать на вкус ее "детский" язык

В Финляндии эта выставка называлась «Взаправду понарошку». Для нас к названию прибавили строчку «Муми-тролли и многие другие», а к экспозиции — отдельный зал Туве Янссон. Это понятно: кроме Муми-компании, русским читателям хорошо знакомы, может быть, еще герои сказок Топелиуса. Редко кто вспомнит Лошадь, потерявшую очки, или Бесстрашного Пекку Хану Мякеля, еще реже — малютку Сири Тины Нополы. Не густо, но в данном случае это не важно. Выставка — не про различия, а про сходства. Про то, что детский метод освоения мира, по крайней мере в нашей части планеты, обязательно включает в себя «проживание» волшебных историй. И про то, что все дети хотят не просто книжку, а книжку с самыми лучшими картинками. И не просто читать, а заныривать в самую глубину образов. Эту детскую способность силой воображения создавать параллельные миры остроумнейшим образом использовал в оформлении выставки художник Александр Райхштейн. С помощью огромных полупрозрачных полотнищ и объемных инсталляций он превратил залы во «взаправдашние» сказочные сцены — от мягкого травяного холма и лежбища из мха и листьев до лабиринта городских улиц и морского дна. На такую выставку нельзя забежать на часок, на ней надо пожить — хотя бы полдня. Сидеть в обнимку с ребенком на зеленой тряпичной поляне или под колышущейся синей водой, читать вслух, разглядывать картинки, радовать друг друга нескончаемым сказочным временем, может быть, даже вздремнуть. А потом в уголке-мастерской попробовать себя в роли иллюстратора.

Для взрослых самое интересное — увидеть, как уникальный рукотворный лист превращается в тиражную страницу. И проследить перемены, произошедшие в книжном искусстве за полвека: от послевоенного эскапизма и трогательного прекраснодушия Туве Янссон к экологической и социальной сознательности. Кроме того, нет лучшего способа постичь глубины чужой культуры, чем распробовать на вкус ее «детский» язык.