Провинциальные претенденты на «Золотую маску»
Все спектакли можно будет посмотреть за одну неделю.
Жюри национального театрального фестиваля всегда было озабочено тем, чтобы не обидеть провинцию. Какую-никакую «Маску» для нее всегда припасали. И в этом году, когда явный претендент во всех почти номинациях один — «Рассказы Шукшина» (Театр Наций, Москва), а мешками «Маски» у нас отгружать не принято, возможность политической раздачи всем сестрам по серьгам особенно актуальна.

Деятельному, плодовитому и опальному в родном Екатеринбурге Николаю Коляде, например, «Маска» сейчас бы никак не помешала. Его постановка в «Коляда-Театре» популярнейшей пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”» (сб 10 апреля, 15.00, на сцене филиала Театра им. А. С. Пушкина) вошла в три номинаци, самая перспективная из которых — «Лучшая женская роль» для примы театра — Ирины Ермоловой. Ее Бланш, роскошная темпераментная блондинка а-ля Марлен Дитрих, в сумасшедший дом сама готова сбежать от грязно-потно-пьяного сброда, каким, как всегда у Коляды, предстают обитатели окраин. Убедиться в однозначности мрачно-сентиментального взгляда на мир драматурга и режиссера Коляды можно, сходив на один из шести спектаклей гастролей его театра в ТЦ «На Страстном» (вт 6 — вс 11 апреля, 19.00), которые будут поданы москвичам в качестве «золотомасочного» гарнира.

В поддержке нуждается и возрождающийся из жуткой рутины ярославский Театр драмы им. Федора Волкова. Возглавивший его пару сезонов назад известный на всю Россию директор Борис Мездрич сумел привлечь в труппу интересных режиссеров. Спектакль питерского режиссера Игоря Селина «Горе от ума» по Грибоедову (пн 5 апреля, 19.00 на сцене Театра им. Моссовета), где фамусовская Москва превращена в мир современного гламурного маскарада, имеет четыре номинации. Получить «Маску» может за сценографию Александра Орлова и работу художника по свету Глеба Фильштинского.

Новосибирский театр «Красный факел» довольно часто приезжает на «Золотую маску». На сей раз они представляют молодого режиссера Тимофея Кулябина, только в 2007 году закончившего РАТИ/ГИТИС (мастерская О. Кудряшова). А молодежь как не поддержать? Вряд ли, конечно, жюри расщедрится на «Маску» за лучшую режиссуру, но спецприз вполне может дать. Дерзостью осовременивание шекспировского «Макбета» (вт 6 апреля, 19.00, на сцене Театра им. Вл. Маяковского) уже не назовешь, поэтому все внимание будет направлено на то, как органично режиссеру это удалось сделать. Трагедия случается здесь с очень молодыми ребятами — боевым солдатским братством, сложившимся в постоянно воюющей стране.

Из Санкт-Петербурга приедет маленький театрик «Карамболь», который покажет многонаселенный мюзикл по мотивам «Шербурских зонтиков» Жака Деми и Мишеля Леграна (вт 6 апреля, 19.00, на сцене РАМТа). Постановка Василия Бархатова получила аж 7 номинаций, самая перспективная из которых — сценография Зиновия Марголина. Нет рецензента, который отказал бы себе в удовольствии описать два огромных белых зонта-круга, которые, постоянно вращаясь, прихотливо кадрируют пространство сцены, моментально меняя его настроение. Говорят, на премьере сам Легран откровенно расчувствовался.

Не все из названных номинантов получат «Маску», но кому-то из них она точно перепадет.