Мисс Миссия | Кино | Time Out

Мисс Миссия

  28 ноября 2005
10 мин
Мисс Миссия
В столичный прокат выходит «Эон Флакс» — экранизация похождений очередной супергероини. Почему Голливуд полюбил женщин в облегающих костюмах? На этот вопрос Time Out дает сразу три ответа.

Принято считать, что киноиндустрия США производит преимущественно коммерческий ширпотреб или, если выразиться более нейтрально, мейнстрим. На самом деле Америка буквально заваливает мировые рынки и контркультурным продуктом — мультфильмами. Речь идет не о добрых и ярких мультяшках про маленькую рыбку, разыскивающую своего папу, или про зеленого типа, умыкнувшего принцессу из замка, а о циничных и порой жестоких мультсериалах вроде «Симпсонов», «Южного парка», «Футурамы», с утра до ночи крутящихся по спутниковым каналам.

Гвоздь сюжета
Гораздо меньше известен у нас другой подрывной сериал — «Эон Флакс», шедший в 1991—1995 годах на американском MTV. Действие мультфильма происходит приблизительно в XXVI веке, когда страшный вирус уничтожил 99% населения Земли. На планете существуют всего два государства — анархистская Моника и тоталитарная Бренна, которой правит ученый-диктатор Тревор Гудчайлд. Женщина-суперагент из Моники по имени Эон Флакс пытается убить Гудчайлда. Разумеется, Эон очень сексуальна. У нее длиннющие ноги (искусственные, но это абсолютно незаметно), большая грудь правильной конической формы, иссиня-черные волосы и пронзительные фиолетовые глаза. Она одевается в черный костюм (трусики, бюстгальтер, перчатки и ботфорты), прыгает, как блоха, завязывается узлом и неимоверно метко стреляет из лазерного пистолета. На первый взгляд обычная суперженщина, которых Голливуд сегодня штампует пачками.

На самом деле анимационная Эон нарушала все известные правила поведения супергероев. Она была абсолютно аморальна, убивала положительных персонажей и легко поддавалась внушению. Вместо того чтобы покончить с диктатором Гудчайлдом раз и навсегда, мисс Флакс то и дело ему отдавалась. И, главное, в конце примерно каждой второй серии Эон погибала. Иногда по совершенно дурацким причинам — например, наступив на гвоздь. Словом, Эон Флакс — абсолютный антипод голливудской супергероини.

И тем не менее Голливуд решился экранизировать анимационный сериал. Режиссер Карин Кусама и сценаристы Фил Хэй и Мэт Манфреди оставили от него лишь общие очертания: героиню по имени Эон Флакс, Вселенную, в которой она обитает, ее врага-любовника Тревора и ее комбинезон из черного латекса. На главную роль пригласили Шарлиз Терон, которая, хоть и красавица и прекрасная актриса, на рисованную Эон Флакс, близкую родственницу персонажей манга, похожа не больше, чем Нонна Мордюкова на Майю Плисецкую. Шарлиз отнеслась к роли серьезно и целых три месяца училась прыгать и драться, причем так активно, что чуть не свернула себе шею. Из-за травмы съемки пришлось на месяц отложить. Актриса говорит, что если бы она не считала этот фильм больше, чем просто боевиком, то не отдала бы ему столько времени и сил. Действительно, картина несколько отличается от обычного экшна: Эон мечется между чувством и долгом, почти как героиня классической трагедии. По ходу сюжета ей даже приходится умирать и возрождаться. Но то, что черный юмор сериала «Эон Флакс» невозможно адекватно перенести на большой экран, признают и сами авторы фильма. На супергероиню, погибающую в разгар важной миссии только из-за того, что она случайно наступила на гвоздь, массовый зритель смотреть не станет.

Актрисы-доминатриксы
Конечно, мультипликационную Эон позвали в кино только потому, что она ловко прыгает и затянута в латекс: современное американское кино испытывает огромный дефицит супергероев. Спрос явно превышает предложение. Кажется, бум начался после атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года. Фактически все наделенные сверхчеловеческими способностями герои комиксов, мультфильмов или компьютерных игр либо уже стали киноперсонажами, либо взяты Голливудом на карандаш. Вместе с супергероями появляются на экране и супергероини.

Первой запоминающейся женщиной в обтягивающем комбинезоне и с автоматом была лейтенант Рипли из «Чужого». Там, где мужчины сплоховали, она практически в одиночку расправилась с ордами зловещих инопланетных существ. Последовательниц у нее долгое время не было, но в начале нового тысячелетия сексуальные и опасные героини начали появляться на экране одна за другой — Лара Крофт из «Расхитительницы гробниц», Элис из «Обители зла», Селена из «Другого мира» и Женщина-кошка из, соответственно, «Женщины-кошки». Это если не считать второстепенных персонажей; дамы, облаченные в кожаные или латексные доспехи, появляются теперь чуть ли не в каждом втором экшн-фильме.

Этому есть два распространенных объяснения. Первое — обтягивающий костюм и большой пистолет в руках символизируют освобождение женщины от мужской власти и ее новую роль в изменившемся мире.
Если это и так, то только наполовину. В американской мифологии вооруженные и очень опасные женщины — убийцы и телохранители — впервые появились в ранних киберпанковских романах Уильяма Гибсона. Роли в этих книгах обычно распре-делялись следующим образом: главный герой, ботаник не от мира сего, сидит за компьютером и ломает секретные коды, а о его безопасности заботится женщина-вамп, напичканная имплантантами и обученная всем существующим боевым искусствам. Хоть женщина и являлась в этой связке человеком действия, мозгом и главной движущей силой пары оставался мужчина. Именно он видел цель и определял стратегию, за красоткой в доспехах оставались лишь тактические решения. С тех пор и повелось, что, как бы независимы ни были затянутые в кожу героини, они все равно занимают в мужском мире подчиненное положение. Женщина нового тысячелетия больше не хочет стоять у плиты и нянчить детей? Прекрасно, пусть она стреляет и дерется, если ей это больше нравится. Возможно, это ее развлечет и она не будет путаться под ногами, пока мужчины заняты важными делами. Настоящая феминистская героиня — это вовсе не Лара Крофт, а королева Елизавета из одноименного исторического фильма, отказавшаяся от женского счастья ради престола и благополучия Англии.

Девушка бондажа
Теория, противоположная первой, гласит, что женщин одевают в кожу и латекс только потому, что это нравится мужчинам. Мол, все эти гуттаперчевые героини на самом деле лишь рабыни мужских фантазий, доминатриксы, возбуждающие любителей садо-мазо. Эта гипотеза тоже не выдерживает критики. Приверженцы бондажа составляют лишь небольшую, хоть и уважаемую, часть кинозрителей. Вряд ли крупные кинокомпании станут тратить миллионные бюджеты на проекты, предназначенные для нескольких процентов аудитории. Мужчинам с более традиционными вкусами сексуальная привлекательность героинь в латексе вовсе не кажется такой бесспорной. Просто спросите себя (или первого встречного мужчину), кто заставляет чаще биться сердце — Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», демонстрирующая полицейским, что скрывает ее мини-юбка, или Сигурни Уивер, поливающая инопланетных гадин из огнемета. У женщины в обтягивающем костюме платьице не задерется от порыва ветра и грудь не подпрыгнет от резкого поворота корпуса. Даже те мужчины, которые «любят погорячее», предпочтут, чтобы девушка махала ногами в юбке, а не в комбинезоне — так одновременно и загадочнее, и лучше видно.

Неправильные штаны
Так почему же режиссеры наряжают своих героинь в обтягивающие трико? Если вдуматься, окажется, что фактически все суперженщины голливудского кино были в прошлой жизни героинями комиксов, мультфильмов или видеоигр. А, как признается в одном из интервью создатель мультсериала «Эон Флакс» Питер Чен, рисовать свободную одежду — дело нудное и неблагодарное. Чтобы платья и блузки выглядели реалистично, нужно тщательно прорабатывать все складки. Это долгая и по большому счету напрасная работа — драпировка не добавит персонажам экспрессии. Поэтому все художники — как авторы комиксов, так и мультипликаторы — предпочитают наряжать своих героев в обтягивающую одежду. В еще большей мере это относится к видеоиграм. Трехмерный рендеринг брючного костюма в движении просто-напросто сожрет все ресурсы процессора, подвесив компьютер. Так что, пусть такое объяснение и покажется феминисткам банальным, героини одеты в комбинезоны только потому, что так было удобнее их создателям. А что до ответа на вопрос, почему в современном кино так много женщин из комиксов, так ведь и мужчин тоже ничуть не меньше. В этом мире работа для супергероя всегда найдется.

5 ЛУЧШИХ СУПЕРЖЕНЩИН В КИНО

1. ЛЕЙТЕНАНТ РИПЛИ
(Сигурни Уивер, «Чужой», 1979)

Тощая космолетчица так часто выходила на бой с отвратительными паразитами-инородцами, что в итоге даже породнилась с ними. При этом космическая стерва с лицом Кощея Бессмертного — определенно лучшая роль актрисы: теперь, глядя на Уивер в платьях и с чистыми волосами, мы испытываем недоумение. А ведь ничто не предвещало триумфа — художник фильма Ханс Руди Гигер так и вовсе издевался над Сигурни, требуя потратить ее гонорар на создание еще одного монстра.

2. ЭЛИС
(Милла Йовович, «Обитель зла», 2002)

Алиса в стране зомби — хрупкая, нарядная, кровожадная и полумертвая (в сиквеле выяснилось, что персонаж Йовович был наполовину зомби). Идея «Обители зла» была придумана создателем Doom Джорджем Ромеро, но доведена до ума режиссером-хулиганом Полом Андерсоном. Фильм собрал свои 110 миллионов, а Пол обручился с Миллой.

3. ЛАРА КРОФТ
(Анджелина Джоли, «Лара Крофт — расхитительница гробниц», 2001)

Несмотря на то что Лара Крофт в исполнении Анджелины Джоли невыгодно отличалась от своего компьютерного прототипа размерами бюста, лицом она была куда выразительнее. Да и латекс на ней был настоящий. Готовясь к фильму, Джоли тренировалась у мастеров рукопашного боя и научилась пользоваться своей коллекцией ножей.

4. АЗУМИ
(Айя Уэто, «Азуми», 2003)

Японская девочка с мечом и в плаще, выросшая в лесу и зарубившая своих лучших друзей — ради общего дела, разумеется. Целью жизни Азуми в первом фильме было свержение тирании ниндзя-обезьян и накрашенных декадентов-трансвеститов. В сиквеле, к слову, провальном, она уже заслужила право на любовь.

5. ЭЛЛИ ДРАЙВЕР
(Дэрил Ханна, «Убить Билла», 2004)

Одноглазая киллерша с выправкой секретарши и киберпанковским прошлым — когда-то затянутая в трико Ханна выделывала не менее впечатляющие кренделя в «Бегущем по лезвию», играя роль сексуального андроида Прис.

5 ХУДШИХ СУПЕРЖЕНЩИН В КИНО

1. РЫЖАЯ СОНЯ (Бриджит Нильсен, «Рыжая Соня», 1985)
Рыжая нордическая баба помогает Арнольду Шварценеггеру бить сказочных чудовищ — без малейшей иронии и, что самое страшное, без спецэффектов. Мясное шоу «Рыжая Соня» было снято по горячим следам «Конана-варвара» и, разумеется, не отличалось ни оригинальностью идеи, ни тщательностью постановки.

2. БАРБАРА КОПЕТСКИ
(Памела Андерсон, «Не называй меня малышкой», 1996)

Барбара Копетски по кличке «Колючая Барби» живет в недалеком будущем, когда Америка сгорает в пламени второй гражданской войны. Что в ней плохого? Да то, что она — сисястая версия Хэмфри Богарта из «Касабланки» (сюжет фильма с точностью до наоборот повторяет коллизию бармена Рика и антифашистки Ильзы).

3. РЕЙН
(Кристанна Локен, «Бладрейн», 2005)

Экс-Терминатрикса и экс-Брунгильда в странной роли истребительницы-непонятно-кого: в оригинальной компьютерной игре Рейн грызла нацистов, а тут — каких-то несчастных жителей выдуманной Румынии. Да что там объяснять — фильм снят режиссером-паразитом Уве Бёллем, и это уже приговор.

4. ЭЛЕКТРА
(Дженнифер Гарнер, «Электра», 2005)

Наемная убийца в джинсах и майке весь фильм спасает заказанного ей парня и вообще не дерется. Почему — становится ясно только в финале: оказывается, так Электра готовилась к своему финальному выходу в красном белье и с декоративными трезубцами в руках.

5. ЖЕНЩИНА-КОШКА
(Хэлли Берри, «Женщина-кошка», 2004)

Неловкая попытка сделать из девушки Бонда феминистскую супергероиню. Спасенная от смерти помоечными кошками художница наряжается в садо-мазо-костюмчик, бегает по стенам, мешает производству вредной для здоровья косметики и ведет себя так независимо, что противно. Лучшее, что есть в фильме, — схватка Хэлли Берри и Шэрон Стоун. Две звезды дерутся очень правдоподобно, словно за кулисами телешоу.