Москва
Москва
Петербург
Какая-то свечка в конце должна загораться

Какая-то свечка в конце должна загораться

Обладателя «Золотой маски» 2008 года, создателя «Небольшого драматического театра» в Питере пригласили на постановку пьесы «Васса Железнова» в Большой и Художественный в Москве.
Как вы решились на постановку в МХТ?

Я предполагал сложности, но, когда столкнулся с ними, было уже поздно что-то менять. Я устроен, в каком-то смысле, по-наполеоновски: главное — ввязаться в драку, а там увидим. Что греха таить, я врезался в эту историю и ковыряюсь в ней с любовью и нежностью.

Ваша «Васса» — про что это?

На данном этапе мне кажется, что это — история потери людьми Бога. Или, если перефразировать слова артистки, исполняющей главную роль, это — история гибели души. Известно, что линия каждого персонажа — это, как мой Учитель (Г. А.Товстоногов. — Прим. Time Out) говорил, всегда либо процесс становления, либо процесс деградации личности. Какая-то свечка в конце должна загораться, по выражению Андрея Гончарова. Что-то со смертью Вассы изменилось в доме. Хотя бы на секунду. Что-то проблескивает после смерти Вассы — на каком-то странном, вымороченном уровне.

В чем вы видели Марину Голуб, что назначили ее на эту роль?

Из запоминающегося, наверное, Гертруда. Мне кажется, что там есть личность и там есть женщина, и есть всякие нереализованные, не материализованные желания и потребности, которые могут помочь сыграть роль.

Какие страсти бушуют в Вассе на момент истории?

Сохранить дом. Ради и при помощи мальчика-наследника. Любовь к детям: «Дети мои — руки мои, внуки мои — пальцы мои».

Формулировка очень мужская…

Я бы так сказал: артистке, играющей Вассу в театре, надо быть существом двуполым. Так же как любому артисту, работающему в театре: с одной стороны, надо иметь волчьи клыки и мужские мускулы, а с другой стороны — есть потребность в тепле, ласке, желании нравиться.

Вы обычно очень вольно обходитесь с текстом. МХТ не заставит вас быть обходительнее с автором?

«Васса Железнова» — наверное, первая в моей практике постановка, где я очень внимателен к тексту. Пренебрежение текстом — это большой грех, но не меньший грех — доскональное следование тексту. Я считаю, что у Горького не всегда все хорошо прописано, но всегда в том, что написано, очень много заложено. Его пьесы очень целомудренны. Заложены какие-то невероятно страстные отношения между Пеплом и Василисой в «На дне», например. А ничего не обнажено на уровне сцен. Все приходится придумывать самому. Такая же «не прописанная» страсть и любовь есть и в «Вассе». Основные сцены мы идем по тексту — с некоторыми помарочками. А придумываем, как правило, без текста.

Насколько актеры МХТ вам сопротивляются?

Мне лично? Криминального ничего нет, есть рабочие моменты.

То, что получается на выходе, — это то, к чему стремитесь вы, или то, на чем настаивают они?

В конечном счете все то, что они предлагают — а они предлагают много, — проходит мою редакцию. А какие-то непринципиальные вещи я позволяю или делаю вид, что позволяю.

23 марта 2010,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация