Бэнкси: «Не учите меня жить» | Арт | Time Out

Бэнкси: «Не учите меня жить»

Оссиан Уард, Time Out London   17 марта 2010
4 мин
Многие клянутся, что видели Бэнкси живьем, но я не лгу — я столкнулся с ним, когда он еще не был звездой, несколько лет назад на одном из сборищ граффитчиков. Бэнкси, доступ для прессы к которому давно ограничен, оказался ничем не примечательным, среднего роста очкариком. После долгих переговоров и сорванных встреч художник наконец согласился ответить на вопросы Time Out из своего бомбоубежища, где он живет в последнее время. Но теперь осторожничать начал уже я — захотелось выяснить, с тем ли я Бэнкси разговариваю…

Это точно вы? В последнее время немало самозванцев пытались выдать себя за вас…
Ничего не имею против того, чтобы вместо меня с вами говорил самозванец — я не люблю давать интервью и не считаю себя звездой. Кроме того, не уверен, что хочу говорить о своем фильме — не хочу его «заболтать» . Может, просто напечатать белую страницу, на которой читатель сам напишет или нарисует, что захочет?

Хоть расскажите, почему вы называете свой фильм «катастрофой» — причем, как я понимаю, это не жанр, а оценка. Означает ли это, что вы невысокого мнения о себе как режиссере?
Это «катастрофа» в том смысле, что это мой первый опыт в кино, который вряд ли станет началом оглушительной кинокарьеры.


Я бы открыл свой парк аттракционов наподобие Диснейленда, только для вандалов — пусть посетители все крушат
Сначала вы занимались искусством, потом — мультипликацией, теперь сняли фильм. Намереваетесь стать Уолтом Диснеем XXI века?
Никогда об этом не думал, хотя я бы открыл свой парк аттракционов наподобие Диснейленда, только для вандалов — пусть посетители все крушат.

Теперь, когда ваши фотографии из полицейского участка появились в газетах, вас стали узнавать на улицах?
Я могу рассказать историю про одного парня, который выдавал себя за меня, чтобы попасть в клуб, где собираются граффитчики, но они его быстро раскусили. В моих интересах никак не комментировать фотографии, выдаваемые за мои в прессе.

Сейчас раздувается история про ваш конфликт с граффитчиками Robbo&Drax. В чем там дело?
Я не ссорился с Роббо, как утверждают. Я узнал о нем и Дрэксе еще в 90-е, когда жил в Бристоле. На меня наехали за то, что я якобы написал что-то поверх их надписи, но это неправда. В любом случае, я не делю стены на «свои» и «чужие» , рисуй где хочешь. У «олдскульных» граффитчиков целый свод правил насчет того, что можно делать и что нельзя. Это их право, но я не для того стал граффитчиком, чтобы мне кто-то диктовал, как жить и работать. Если ты ноешь из-за того, что кто-то написал поверх твоей надписи, ты, наверное, выбрал не то хобби.


Сейчас можно больше заработать на хулиганских плакатах «против» «Макдональдса», чем на рекламе самого «Макдональдса»
Про вас часто говорят, что вы продались. Есть оправдания?
Сложно определить, что означает «продажность» — сейчас можно больше заработать на хулиганских плакатах «против» «Макдональдса» , чем на рекламе самого «Макдональдса» . Я всегда считал, что занимаюсь искусством, чтобы пропагандировать протест, но, возможно, я использую протест, чтобы рекламировать свое искусство. В любом случае, лучше делать и то, и другое в комфортных условиях и ни в чем не нуждаясь.

Вы считаете уместным показывать уличное искусство в галереях?
Я не уверен, что оно правильно воспринимается в четырех стенах. Если вы приручаете дикое свободолюбивое животное, оно становится жирным и ленивым. Так что, наверное, лучше ему оставаться на улице, хотя некоторые старые богатые люди очень любят держать диких животных на поводке.
Вообще сложно передать уличную энергию, работая в идеально освещенной скучной студии. И меня забавляют люди, которые хотят, чтобы я объяснил свое «произведение» — это то же самое, как записать исповедь.

Но вам все-таки хочется славы?
Сложно предсказать, какое искусство останется в веках, а какое забудут. Я однажды сделал рисунок на заброшенном здании в Новом Орлеане и позже узнал, что владелец его закрасил — наверняка это был наркоманский притон, и он не хотел привлекать внимание. Вообще не удивлюсь, если обнаружу фрагмент своего незаконченного рисунка на аукционе Sotheby’s за чужой подписью.

Как вы относитесь к тому, что к вашим работам относятся как к предметам роскоши?
Мой адвокат придумал отличную линию защиты на основании, что «испорченная» мною недвижимость, наоборот, только растет в цене. Я склонен ему доверять, хотя как можно доверять человеку, который носит галстуки с персонажами из мультфильмов?

И напоследок скажите — вам понравилось делать для нас обложку?
Я не люблю слово «обложка» , внешнему вообще придают слишком большое значение.

Отрывок из дебютного фильма Бэнкси:



Многие клянутся, что видели Бэнкси живьем, но я не лгу — я столкнулся с ним, когда он еще не был звездой, несколько лет назад на одном из сборищ граффитчиков. Бэнкси, доступ для прессы к которому давно ограничен, оказался ничем не примечательным, среднего роста очкариком. После долгих переговоров и сорванных встреч художник наконец согласился ответить на вопросы Time Out из своего бомбоубежища, где он живет в последнее время. Но теперь осторожничать начал уже я — захотелось выяснить, с тем ли я Бэнкси разговариваю…


Это точно вы? В последнее время немало самозванцев пытались выдать себя за вас…

Ничего не имею против того, чтобы вместо меня с вами говорил самозванец — я не люблю давать интервью и не считаю себя звездой. Кроме того, не уверен, что хочу говорить о своем фильме — не хочу его «заболтать» . Может, просто напечатать белую страницу, на которой читатель сам напишет или нарисует, что захочет?


Хоть расскажите, почему вы называете свой фильм «катастрофой» — причем, как я понимаю, это не жанр, а оценка. Означает ли это, что вы невысокого мнения о себе как режиссере?

Это «катастрофа» в том смысле, что это мой первый опыт в кино, который вряд ли станет началом оглушительной кинокарьеры.



Я бы открыл свой парк аттракционов наподобие Диснейленда, только для вандалов — пусть посетители все крушат


Сначала вы занимались искусством, потом — мультипликацией, теперь сняли фильм. Намереваетесь стать Уолтом Диснеем XXI века?

Никогда об этом не думал, хотя я бы открыл свой парк аттракционов наподобие Диснейленда, только для вандалов — пусть посетители все крушат.


Теперь, когда ваши фотографии из полицейского участка появились в газетах, вас стали узнавать на улицах?

Я могу рассказать историю про одного парня, который выдавал себя за меня, чтобы попасть в клуб, где собираются граффитчики, но они его быстро раскусили. В моих интересах никак не комментировать фотографии, выдаваемые за мои в прессе.



Сейчас раздувается история про ваш конфликт с граффитчиками Robbo&Drax. В чем там дело?


Я не ссорился с Роббо, как утверждают. Я узнал о нем и Дрэксе еще в 90-е, когда жил в Бристоле. На меня наехали за то, что я якобы написал что-то поверх их надписи, но это неправда. В любом случае, я не делю стены на «свои» и «чужие» , рисуй где хочешь. У «олдскульных» граффитчиков целый свод правил насчет того, что можно делать и что нельзя. Это их право, но я не для того стал граффитчиком, чтобы мне кто-то диктовал, как жить и работать. Если ты ноешь из-за того, что кто-то написал поверх твоей надписи, ты, наверное, выбрал не то хобби.


Сейчас можно больше заработать на хулиганских плакатах «против» «Макдональдса», чем на рекламе самого «Макдональдса»


Про вас часто говорят, что вы продались. Есть оправдания?

Сложно определить, что означает «продажность» — сейчас можно больше заработать на хулиганских плакатах «против» «Макдональдса» , чем на рекламе самого «Макдональдса» . Я всегда считал, что занимаюсь искусством, чтобы пропагандировать протест, но, возможно, я использую протест, чтобы рекламировать свое искусство. В любом случае, лучше делать и то, и другое в комфортных условиях и ни в чем не нуждаясь.


Вы считаете уместным показывать уличное искусство в галереях?

Я не уверен, что оно правильно воспринимается в четырех стенах. Если вы приручаете дикое свободолюбивое животное, оно становится жирным и ленивым. Так что, наверное, лучше ему оставаться на улице, хотя некоторые старые богатые люди очень любят держать диких животных на поводке.

Вообще сложно передать уличную энергию, работая в идеально освещенной скучной студии. И меня забавляют люди, которые хотят, чтобы я объяснил свое «произведение» — это то же самое, как записать исповедь.


Но вам все-таки хочется славы?

Сложно предсказать, какое искусство останется в веках, а какое забудут. Я однажды сделал рисунок на заброшенном здании в Новом Орлеане и позже узнал, что владелец его закрасил — наверняка это был наркоманский притон, и он не хотел привлекать внимание. Вообще не удивлюсь, если обнаружу фрагмент своего незаконченного рисунка на аукционе Sotheby’s за чужой подписью.



Как вы относитесь к тому, что к вашим работам относятся как к предметам роскоши?

Мой адвокат придумал отличную линию защиты на основании, что «испорченная» мною недвижимость, наоборот, только растет в цене. Я склонен ему доверять, хотя как можно доверять человеку, который носит галстуки с персонажами из мультфильмов?


И напоследок скажите — вам понравилось делать для нас обложку?

Я не люблю слово «обложка» , внешнему вообще придают слишком большое значение.



Отрывок из дебютного фильма Бэнкси: