Разговорный жанр | Театр | Time Out

Разговорный жанр

Елена Груева   5 февраля 2010
2 мин
Разговорный жанр
В этом сезоне вышло много премьер, чья главная сила — в слове.

Поговорить со сцены у нас всегда любили. Но как-то мировая мода потягивает в сторону визуальных красот. Там все норовят вообще без слов обойтись, а то и без актеров. И наши пробуют, технологии осваивают. Но это только с одной стороны, а с другой — все чаще прозу без купюр ставят да новую драму по ролям с выражением с листа читают.


Получается с разным успехом. Для спектакля в Театре им. Моссовета «Царство отца и сына» (сб 13 февраля, 19.00) Юрий Еремин собрал по разным историческим пьесам Алексея Константиновича Толстого сцены боярских думских разборок. Интриги, лесть, страх, власть, распределение ресурсов — пожилое партийное бюро, только в условных кафтанах. Мораль громогласна и навязчива, все черно-белое. Вернее, сначала черное — первый акт, посвященный Ивану Грозному, а потом белое — почти житийные сцены из жизни Федора Иоанновича. Картинка стильная, но неживая. Было бы скучно, как на партсобрании, но есть два актера, игра которых стоит свеч. Александр Яцко играет царя Ивана, упоенного актерством, презирающего жалкую публику, не способную даже оценить его могучее соло, не то чтобы понять его смысл. А Виктор Сухоруков словно нянчит своего Федора, любуясь его детской верой в то, что все вокруг родные и хорошие.


В театре «Практика» Эдуард Бояков наложил (как саундтрек) сказку Линор Горалик «Агата возвращается домой» (вт 9 февраля, 19.00) на видеоряд от группы Russian Visual Artists United. Актриса Алиса Хазанова не играет, а читает текст о встрече маленькой девочки с бесом, переходя от одного арт-объекта к другому, то переворачивая листы с мультяшными иллюстрациями, то сама становясь частью иллюстраций. Зрители следят не за тем, как и почему Агата отказывается от заманчивых предложений всемогущего дяди (художники сразу запускают ползучих змей, предупреждающих — соблазн), а за тем, как и почему актриса расправляет прихотливую юбочку и какие на ней появятся рисуночки.


В Центре им. Мейерхольда юный режиссер Сигрид Стрём Рейбо в камерной премьере «Ежик и медвежонок» (пн 8 февраля, 19.00 и 21.00, Черный зал) и вовсе обходится двумя стульями, сидя на которых актеры Тимофей Трибунцев и Алексей Дубровский через длинные паузы перекидываются репликами героев сказки Сергея Козлова, ставших культовыми после норштейновского «Ежика в тумане». Пара фраз — затемнение. Вот и день прошел, вот и жизнь проходит… В разговорах.