Разговоры об «Аватаре» | Город | Time Out

Разговоры об «Аватаре»

Дарья Серебряная   14 января 2010
4 мин
Разговоры об «Аватаре»
«Аватара„ ждали все. Готовились к нему. Но никто не знал, что получим мы именно ЭТО. В любом ресторанчике, на зимних террасах домов на Рублевке, на маленьких прокуренных кухнях, в барах и офисах люди задают друг другу один вопрос: “А ты видел „Аватара“? И как?»

Мы получили кино как новую реальность, фильм XXI века. Надо сказать, что и американские, и русские кинокритики если не приняли «Аватара» в штыки, то уж точно разразились таким интеллигентским снисходительным брюзжанием. Так в свое время на рубеже 80-х и 90-х продвинутые меломаны ругали минимализм и авангард — мол, все, сколько можно! — и ждали музыкального мессию с приборчиком и кнопкой. Однако когда появилась электронная музыка с прыткими диджеями и монотонным битом, они дружно сморщили носы и отвернулись. Перефразируя Лермонтова, можно сказать: «Такие критики, даже самые лучшие из них, не готовы идти до конца». И уж точно, глупо судить магию по законам реальности. А зрители бегут в кино, плачут, восхищаются и не могут сформулировать, что же они все-таки увидели. При этом «Аватар» на сегодняшний день собрал уже 1,3 миллиарда долларов, и можно спорить, побьет ли он рекорд «Титаника», учитывая сегодняшнюю инфляцию. О чем, собственно, и говорят на этой неделе.


Юрий Грымов, режиссер

Я не увидел режиссера фильмов «Чужие», «Правдивая ложь», «Терминатор II», «Титаник»… Если Кэмерон будет продолжать в том же духе, то следующий проект должен быть уже за 400 млн долл., а тему надо выбрать следующую: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Что такое хорошо, и что такое плохо?”». Мне кажется, нужно эту главную мысль только украсить спецэффектами… и все! Это, по-моему, на уровне семилетнего ребенка.



Сергей Кузнецов, писатель


Технически он более чем совершенен, а что сюжет прост — так ради бога, что, у «Терминаторов» или «Чужих» были сложные сюжеты? Да, в них при желании находились разные смыслы — ну, так давайте вспомним, какие смыслы были в «Терминаторе-2». Что гибкое и пластичное хуже, чем железное и механическое? Что лучшая семья — это робот, мать-одиночка и ребенок? Мораль «Аватара» — про единение с природой, про единую нейронную сеть — не многим проще. Можно сказать, что мастер вернулся. Вставлючее, драйвовое кино.



Коммунисты ленобласти (Екатерина Петрова, секретарь Волховского РК КПЛО):


Эта звездно-полосатая мразь подняла руку на творческое наследие покойных Стругацкого, Ефремова, Булычева, режиссера Павла Арсенова, пользуясь тем, что ушедшие из жизни авторы не могут написать заявление в прокуратуру. Но это заявление напишем мы! Почему Поланский, который соблазнил пионерку, заслуженно арестован, а этот гангстер Кэмерон спокойно ходит по земле и гребет лопатой доллары, заработанные путем хищения Пандоры из советских книг? Скорее всего, агенты Кэмерона заранее тайно скупили романы советских фантастов и вырывали из них целые страницы, целые эпизоды для услаждения Обамы и его клики!


Никита Михалков, режиссер

…картина с потрясающей графикой, а про кого это, и когда это все всерьез и туда подкладывается какая-то философия, в общем, эта философия она меня не волнует, это не про нас.


Олег Зинцов, кинокритик

«Аватар», конечно, не революция, а закономерный итог технологической эволюции в киноиндустрии последних, как минимум, десяти лет. Первый 3D-фильм, который не атакует публику справа и слева, не тянет к ней руки с экрана, а вежливо приглашает внутрь картинки. Кэмерону удалось не просто создать убедительную иллюзию, но и сделать трехмерную технологию содержательной.



Константин Эрнст, продюсер


Вообще-то я не люблю фэнтези, но за последние 15 лет не припомню, чтобы я, как ребенок, смотрел кино в жанре, который меня не интересует, длиною, которая для меня невыносима… Я три часа находился в другой реальности, и бесконечно за это благодарен Кэмерону. Поэтому меня примитивность сценария и образов не волнует. Это настолько визуально полноценно, что спасает от любых драматургических провалов. С жанровым кино в его привычном смысле можно попрощаться. Если «Матрица» и «Властелин колец» — это был огромный художественный и визуальный прорыв, разработка формул для теории поля. А сама теория поля представлена Кэмероном. Этот язык быстро начнет использоваться остальными. Все просто вынуждены будут говорить на этом языке.


Игорь Шулинский, журналист

Сценария нет, философского прорыва нет, актерской игры нет, но при этом такая магия, такое волшебство, что испытываешь культурный шок. Значит, видимо, больше ничего этого и не надо. Эпоха людей закончилась. Началось время Аватаров. И слава богу.