Москва
Москва
Петербург
Александр Яценко:

Александр Яценко: "Никто не жал себе репу"

Снявшийся у Алексея Балабанова в «Мне не больно» и у Бориса Хлебникова в «Свободном плавании» Александр Яценко — самый многообещающий молодой актер года. Time Out выпытал у Яценко всю правду о жизни в провинции и детской пухлости.

Александру Яценко, выпускнику мастерской Марка Захарова в ГИТИСе, пока достаются роли простых и обаятельных, хороших, но нескладных парней. В «Солдатском Декамероне» Андрея Прошкина он одновременно крутил роман с обеими дочерями начальника военной части, а в трагикомедии «Мне не больно» - неловко и трогательно ухаживал за инопланетной героиней Ренаты Литвиновой. Получившее приз «Кинотавра» за режиссуру «Свободное плавание» Бориса Хлебникова опять ставит героя 29-летнего Яценко в простую житейскую ситуацию — провинциал Леня в поисках работы едет по стране и добирается до Москвы.

Глеб Борисов: В «Свободном плавании» мало разговоров. Как выглядел сценарий?

Александр Яценко: Это была скорее повесть.

А диалоги в фильме больше похожи на импровизации.

Я бы текст не смог переделать, он самодостаточный. Иногда, правда, приходилось быть более политкорректными. Мат пришлось кое-где убрать. Это все в спорах происходило. У меня и Хлебникова была позиция, чтобы побольше мата. А продюсерская группа — за то, чтобы поменьше. Ну они, понимаешь, своим делом занимаются. А мы за художественную часть отвечаем. Тем более там мат — это фишка: мат становится «краской» человека. Когда герой произносит: «Ну и пох…й», — это не потому что он матерщинник какой-то, а просто ему «пох…й» на самом деле. Понимаешь?

Что уж тут непонятного. Весь фильм построен практически на патологическом косноязычии…

…и построен очень грамотно. На мой взгляд, когда актеры начинают что-то от себя придумывать — это непрофессионально. Тогда все твои роли получаются одноликими. Ну а я, пока молодой актер, не ищу легких путей — так интереснее. Тем более никто не «придумывал» фильм, не ходил с таким задумчивым е…лом, не жал себе репу. Все ходили нормальные — ржали. Было лето, веселая компания людей с нормальным чувством юмора. Самое продуктивное так снимать — без запар, никто мозги тебе не е…ет, все — одна команда. Ощущение как когда-то в пионерлагере.

Если бы ты посмотрел этот фильм, пока еще в провинции жил, ты бы не обиделся?

Нет. Когда я жил в Волгограде, я себя «провинцией» не ощущал. Пока живешь там, что-то ищешь для себя и никуда особо не рвешься. Потом, когда двинулся оттуда, понял. Когда я приехал в Москву, меня в первый же день арестовали за то, что у меня не было регистрации. Я не знал, что такое существует, а оказывается, в Москве всегда так было, ё.

А под «Свободным плаванием» что имелось в виду? Когда герой пьяный плавает, когда в конце на пароход садится или вообще, весь его путь?

Это лучше у режиссера спросить. Иногда даже стыдно становится, когда люди от меня требуют, чтобы я над ролью задумывался. Я придумываю герою жизнь, образ. Но задумываться, что же это значит, — мне кажется, не моя профессия. Я тоже художник, но от слова «худо» (улыбается) — могу рядом послушать, а потом сыграть. А всякие мысли, темы, катарсис…

А как так вышло, что ты — независимый актер?

Я зависимый актер. Говорить «независимый» — словами бросаться.

Я имею в виду, что ты снялся в условно «независимых» фильмах.

Так получилось. Это я потом удивлялся, что я у Худойназарова, Прошкина, Балабанова и Хлебникова сыграл, потом еще у Месхиева и Досталя. Типа, о-о-о, круто! Везет, наверно. Меня когда на роль утверждают, я думаю: все мои лучшие роли — не сыгранные. Это так, шутка, конечно. Но пойми, я не могу серьезно относиться к этой независимости и знаю, что все это может завтра полететь к чертям. Что такое независимость? Может, люди, которые в сериалах снимаются, гораздо независимее, чем я.

А твоя детская пухлость осталась со съемок «Солдатского Декамерона»?

Да. В «Декамероне» я в расцвете, так сказать, сил. Когда Хлебников увидел меня на съемках у Прошкина, он просто был в шоке. Так и сказал: «Саша, я вижу твою репу, и я в шоке, блин. Твоя огромная рожа просто не поместится в наше маленькое авторское кино!„ Потом уже увидел меня на спектакле, сказал: „Молодец, худеешь“. Я очень хотел, чтобы Хлебников от меня не отказывался, и так и не успел стать „супертяжеловесом“.

Когда ты появляешься на публике, в официальных мероприятиях, на том же награждении „Кинотавра“,
то выглядишь вызывающе простым и искренним. Если честно, есть в этом поза?


Есть-есть. По большому счету, если бы можно было, и не выходил бы никуда. Но понимаю, что если выходить и как гондон мямлить: “Спасибо-спасибо, что пришли, хочу поблагодарить…„ Мне сама эта
позиция противна — не люблю оправдываться. Если делаешь что-то, то делай уж, пожалуйста, достойно. Приехал на „Кинотавр“ — выступай. Когда на „Кинотавре“ была премьера „Шика“ (фильма Худойназарова, в котором снимался Яценко. — Прим. Time Out), я тоже вышел и вдруг понимаю, что на сцене один, вокруг никого, а в фильме играло-то столько народу. Я почувствовал себя идиотом и сказал глупость вроде: “Желаю всем приятно провести время, посмотрев этот жесткий эротический триллер». Мол, давайте подарок. Такая вот, наверное, моя поза.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация