Андрей Мерзликин: "Все шинели, все каски перемерил" | Главное | Time Out
Главное

Андрей Мерзликин: «Все шинели, все каски перемерил»

  30 октября 2006
6 мин
Андрей Мерзликин: «Все шинели, все каски перемерил»
В новом боевике «Обратный отсчет» Андрей Мерзликин как ошпаренный носится по Москве, раскрывая коварные замыслы террористов. Накануне премьеры Time Out поговорил со звездой «Бумера» о полосе цвета хаки в его карьере и «операторском периоде» в русском кино.

Поселок Горелово Красносельского района Ленинградской области. Спокойный сельский пейзаж с осенними березками оживляют бэтээры, вертолет и суетящиеся вооруженные люди в черной форме. Горят машины и окна госпиталя, слышатся короткие автоматные очереди — это заканчиваются съемки фильма со смешным названием «Кувалда и Таня». В роли героического спецназовца Кувалды — Андрей Мерзликин, уроженец Королева, сыгравший Димона «Ошпаренного» в «Бумере» и сержанта с железными зубами в сериале «Курсанты». А уже на этой неделе Мерзликина можно увидеть в боевике «Обратный отсчет», в котором его герой за 48 часов предотвращает серию террористических актов в Москве.

Андрей Кудряшов: «Обратный отсчет» — очередной русский боевик с вашим участием. Вы не устали играть в войнушку?

Андрей Мерзликин: «Обратный отсчет» — это очередная попытка сделать что-то толковое в нашем кино…

А.К.: Сделать что?

А.М.: В том смысле, что российские режиссеры сейчас по-разному пытаются вписаться в контекст мирового кино. Другое дело, что в нашем кино у актеров пока особого выбора нет. Но впадать в снобизм, говорить «я в таком не снимаюсь и в таком тоже„ — нереально. Сегодня выбор только такой: работать на телевидении или в кино. Я выбрал кино. А жанр боевика мне не противен, скорее даже нравится. Боевик боевику рознь. В „Обратном отсчете“, кстати, выстрелов нет, это психологический боевик.

А.К.: Много разговоров?

А.М.: Нет, это чисто жанровый фильм, где герои бегут куда-то, садятся в машину, едут, выходят, а по пути роняют две-три реплики. Здесь нет актерских игровых сцен, это не Чехов. Надо отдавать себе отчет, что ты не драму играешь. Прийти на съемочную площадку и сказать: “Ребята, я хочу сыграть здесь второй план, показать, что мой персонаж переживает то-то и то-то„ — просто неуместно.

А.К.: Что вы можете сказать о герое, который почти ничего не говорит?

А.М.: Я придумал ему богатую биографию. Во время одного из интервью журналисты допрашивали меня: “Кто ваш персонаж, какой он?„. “Его зовут Максим„, — это все, что я мог им сказать. Но в какой-то момент сорвался и стал сочинять: “Мой персонаж — внук Володьки Шарапова из „Место встречи изменить нельзя“, он руководствуется теми же принципами, что и дед. А его мать — Шарапова, родная сестра теннисистки Шараповой„. На ходу придумал целую историю… (Смеется.) Журналисты не поняли, что я просто шучу, и весь этот бред появился в газете.

А.К.: „Внук Шарапова“ — это положительный персонаж?

А.М.: Да, на тот момент, когда начинали снимать фильм, количество сыгранных мной отрицательных ролей перевешивало и хотелось чего-то положительного. А тут — абсолютно позитивный персонаж. Мой герой совершает ряд симпатичных зрителю поступков. Он еще „мальчишка“, в нем еще живет ребячество. Он не спецагент, он в это играет, да и сам фильм похож на компьютерную игру.

А.К.: Вам не кажется, что сейчас в российском кино картинке уделяется гораздо больше внимания, чем содержанию?

А.М.: Я называю этот период временем „операторского кино“. Сейчас что ни премьера, то стопроцентно операторская работа. Качество звука и картинки растет, а режиссеры прячутся за операторов. И слава богу, ведь если начнут бороться — проиграют.

А.К.: Ваш герой участвует в секретной операции по предотвращению террористического акта в Москве. Как вы считаете, насколько в реальности будни секретных служб похожи на то, что показано в фильме?

А.М.: Секретные службы на то и секретные, чтобы мы ничего о них не знали. Пришлось придумывать. Конечно, такого отдела, где собирают „лучших из лучших“, как в нашем фильме, в реальности не существует. Но когда разговариваешь с людьми, которые служат в органах безопасности, понимаешь, что война идет практически каждый день. На разных уровнях — и как противостояние
сторон, и такая, как в кино — со стрельбой и беготней. Терроризм — это действительно актуальная проблема. Нам с ним еще долго жить.

А.К.: Одна из самых распространенных фобий среди москвичей — это страх перед терроризмом. Вы когда-нибудь ощущали это на себе?

А.М.: Я живу спокойно. Знаю, что все может произойти, но зацикливаться на этом — значит перестать жить. Москва — город, который опасен не только терактами. Случается и множество других страшных вещей. К примеру, сейчас прошла череда авиакатастроф. Одна из таких историй меня в свое время чуть не задела, причем так, как будто рядом пуля просвистела — я летел предыдущим рейсом.

А.К.: Вы осознаете, что ваш фильм может только обострить чью-нибудь фобию?

А.М.: Кино — массовое искусство, и оно, конечно, воздействует на человека. В „Обратном отсчете“ мы специально не делали акцент на том, что мой герой — особенный. Знаете, есть жанровый стереотип: “борец со злом — это спецназовец, который умеет и может все». Если в автобусе хулиган обижает кого-то, мы уже не реагируем как мужчины. Мы всегда оглядываемся по сторонам в поисках того самого героя из кино. Потому что в нашей голове живет искусственно сформированный образ человека, который придет на помощь. Пропало, не побоюсь этого слова, советское мироощущение, когда практически каждый человек мог в такой ситуации встать и вмешаться. В «Обратном отсчете» мы пытаемся разрушить штампы: у нас Максим — обычный человек, такой же, как вы или я.

А.К.: Сегодня на вас форма спецназовца. Какими будут ваши следующие роли?

А.М.: В сценариях, которые сейчас приходится читать, слава богу, нет ни бандитов, ни террористов, ни милиционеров. Читаю и радуюсь
тому, что могу попробовать сыграть что-нибудь другое. В войнушку уже наигрался. Все шинели, все каски перемерил, изо всех видов оружия стрелял. Хочется что-то мирное сделать.

А.К.: А что вас особенно привлекает?

А.М.: В первую очередь — приключенческий жанр. Его давно в нашем кино не было. К тому же появился ряд актеров, чьи имена на афише гарантируют успех. С ними можно экспериментировать и снять, например, мелодраму — пошла же публика на «Связь» с Пореченковым и Михалковой. Зрители соскучились по приключениям и красивому адюльтеру.