Босиком и в башмачках | Театр | Time Out

Босиком и в башмачках

Анна Гордеева   14 декабря 2009
1 мин
Босиком и в башмачках
В Третьяковской галерее показывают кино для балетоманов. Танцы яростных босоногих женщин, отвергающих немецкую дамскую формулу «дети — кухня — церковь».

До конца января на Крымском Валу работает посвященная дягилевским сезонам выставка «Видение танца», и, безусловно, каждый балетный фанат не упустит возможность посмотреть на эскизы и костюмы легендарных лет.



Фильмы разделены на несколько циклов: «Люди “Русских сезонов”», «Балет на экране», «Эхо “Русских сезонов”». Среди людей — два художника, один композитор, один балетмейстер. Юлий Лурье снял фильм о Наталье Гончаровой и Михаиле Ларионове; Янош Дарваш — об Игоре Стравинском; Доминик Делуш — о Серже Лифаре. Фильм Лурье вряд ли можно назвать строго документальным — режиссер слишком увлечен выстраиванием лично придуманной метафоры (важным персонажем становится кукла, одетая в костюм, сделанный по эскизу Гончаровой), но смотреть его, безусловно, любопытно. В отличие от стремящегося к самовыражению Лурье, Янош Дарваш уходит в тень Стравинского: на экране композитор просто рассказывает о своих сочинениях, просто вспоминает, например, о Нижинском. Но Дарваш дает нам возможность послушать, и сами собой в фильме возникают и объем, и жизненная интрига. Делуш же в аттестации не нуждается: режиссер из года в год снимает образцовые танцфильмы. Жесткий профи, он все не теряет удивления перед балетом и балетными людьми — того классического изумления, что испытывает каждый человек, столкнувшись с артистом вне сцены. История Лифаря — одного из последних дягилевских любимцев, дивного танцовщика, строгого балетмейстера, руководителя Парижской оперы, что отправил приветственную телеграмму Гитлеру по поводу взятия Киева, а после войны получил за это, естественно, по полной программе, — рассказана как артистическое приключение, не оторваться.


«Эхо “Русских сезонов”» — это программа, предлагающая сравнить две версии «Весны священной»: ту, что когда-то сочинил Вацлав Нижинский, про человеческое жертвоприношение в языческой Руси, и ту, что придумала Пина Бауш, засыпавшая сцену землей и устроившая в этой земле танцы яростных босоногих женщин, отвергающих немецкую дамскую формулу «дети — кухня — церковь». А в программе «Балет на экране» нельзя пропустить «Красные башмачки» — гомерически наивную по нашим временам и невероятно обаятельную историю о том, как балетная девушка мечется между призванием и личной жизнью. Танцы в этом фильме ставил еще один премьер и балетмейстер «Русских сезонов» Леонид Мясин. Он поучаствовал в «Башмачках» и как актер — во время просмотра можно еще раз убедиться в том, что изящным дягилевским принцам после жесткой работы у Сергея Павловича никакой шоу-бизнес страшен не был.


ГТГ на Крымском Валу

Гончарова и Ларионов. Русский маскарад

Вс 20 декабря, 15.00 


Игорь Стравинский. Композитор

Вс 20 декабря, 16.00 


Красные башмачки

Чт 24 декабря, 19.00 


Серж Лифарь. Мусагет

Сб 26 декабря, 17.00 


Потерянные тетради Нины Вырубовой

Вс 27 декабря, 14.30 


Весна священная

Вс 27 декабря, 17.00