Смерть — это не конец, а начало | Кино | Time Out

Смерть — это не конец, а начало

Анастасия Ниточкина   8 декабря 2009
5 мин
Смерть — это не конец, а начало
Сергей Чонишвили утверждает, что документальный фильм «Тайны смерти» убедит скептиков, что смерти нет, и растрогает самых махровых циников.

Это ведь вторая часть дилогии? Первую, «Тайны любви», мы посмотрели месяц назад…


Пожалуй, единственное разногласие, которое возникло у меня с Саидой Мамедовой, продюсером и вдохновителем всей этой истории, — это очередность показа фильмов. Для меня лично «Тайны любви» — не начало, а логическое продолжение фильма «Тайны смерти». Недаром в финале картины о смерти есть такие слова: «Сказать человеку “Я тебя люблю” — это все равно что сказать “Ты никогда не умрешь”». Но я понимаю, что в нашем искореженном обществе с точки зрения маркетинга легче включиться в разговор о любви, нежели о смерти.


Вот уж не согласна: любят у нас все кровавое, мрачное и трагическое. И смерть, как мне кажется, с этой точки зрения гораздо привлекательнее любви…


Ничего мрачного, трагического и кровавого в нашем фильме нет. Это очень жизнеутверждающее кино. И вовсе не о смерти, а о том, как надо прожить эту жизнь.


Смерть — это неизбежность. Единственный факт, который доподлинно известен каждому, — рано или поздно мы все умрем.


Смерти нет… Это всего лишь трансформация, переход в иное состояние. Прекращает свое существование лишь телесная оболочка… Гусеница ведь не умирает, превращаясь в бабочку…


Что вас больше всего потрясло в этой картине?


Редкий случай в моей практике — во время озвучивания я попросил сделать перерыв: не мог работать — комок в горле. В фильме есть эпизод — история мальчика, который, умирая на руках у врача, просит почитать ему сказку. Мы показывали потом эту сцену разным людям, которые не видели картину целиком, и на всех это производило одно и то же впечатление: это были не слезы ужаса, а слезы катарсиса. Настолько это сильно, красиво и эмоционально сделано. Я абсолютно убежден: если найдется человек, которого эта картина не тронет, значит, он просто не достоин называться человеком, его надо сослать на Землю Франца-Иосифа и запретить общение с себе подобными…


Все знают, что жизнь конечна. Однако жить вечно вряд ли кто-нибудь бы согласился.


Но и умирать никто не торопится. Видимо, это какое-то знание на генетическом уровне, что каждый человек должен исчерпать свой ресурс. Только тогда он сможет спокойно перейти в мир иной. Вы никогда не задумывались, почему лучшие представители рода человеческого часто умирают молодыми?


Только как о трагедии…


Это трагедия для нас, живых, а не для того, кто умер, значит, нечего ему больше делать среди оставшегося говна. Человек — всего лишь биологический материал, который существует до тех пор, пока не исчерпывает свой ресурс. И умирает он ровно в тот момент и в том возрасте, когда делать ему здесь, на Земле, больше нечего — он выполнил свою программу. Никто не знает, что стало бы, к примеру, с Высоцким, Вампиловым или Далем, доживи они до 80 лет. И поверьте, то, что я сейчас говорю, не кощунство.


Страх смерти заложен в нас на генетическом уровне?


Вряд ли. Дети ведь не боятся смерти — они просто не знают, что это такое. Так что страх смерти приходит с опытом. И он так же естественен, как боязнь уколов, наркоза или перемены места жительства.


Можно как-то бороться с этим страхом?


Подумать, например, о том, что одну смерть мы уже пережили… во время рождения. На эту тему есть анекдот. Один эмбрион говорит другому: «Послушай, Вася, после рождения жизнь есть?» Потому что, когда новорожденный покидает абсолютно сбалансированный мир утробы матери, для него это смерти подобно. Различные религиозные конфессии в вопросе смерти сходятся в одном: смерть не конец, а начало, к которому надо готовиться именно при жизни. В буддизме есть постулат, согласно которому наши земные реинкарнации будут происходить до тех пор, пока мы не созреем для перехода на новую ступень развития. И надо прожить эту стадию своего существования таким образом, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Особенно первые два.


Вас работа над этой картиной как-то изменила?


Она улучшила мое душевное состояние! Когда фильмы выпускались в прокат, не было понятно, какое количество зрителей захочет посмотреть их в кинотеатрах. Реальность превзошла наши ожидания. Мне рассказывали приятели, что, приезжая в кинотеатры за час до начала сеанса, они не могли купить билеты — все распродано. Это не может не радовать; значит, существуют еще «идиоты», которые задумываются на очень важные человеческие темы. И их не так уж и мало! Чем больше людей поймет, что мы рождены не только для того, чтобы заработать побольше бабла, пожрать посытнее и купить очередной членоудлинитель в виде «Хаммера», тем лучше станет человечество в целом. Мы голыми приходим в этот мир и в таком же виде его покидаем.


А если бы вам предложили узнать дату своей смерти?


Я бы согласился. И у меня появилась бы уникальная возможность лучше подготовиться к тому, что будет потом. Когда ты лишен этого знания, ты расслаблен, тебе кажется, что еще много времени впереди. Поэтому мы делаем массу глупостей, думая, что еще успеем все исправить. Точное знание сроков своего земного существования помогло бы отринуть все пустое, сиюминутное, необязательное и сосредоточиться на главном. Это вопрос правильной расстановки жизненных приоритетов. Но это мое сугубо личное мнение.


Тайна смерти


Вс 13 декабря, 22.30—23.50, Первый