Москва
Москва
Петербург

Режиссер Юрий Бутусов: «А миф — это и есть основа театра»

Под занавес фестиваля «Сезон Станиславского„ привозит в Москву из Питера постановку режиссера в Александринском театре “Человек = человек„ по пьесе Брехта “Что тот солдат, что этот».
Что определило выбор пьесы?

Мое желание, связанное с любовью к Брехту. Мне интересен его метод, его образная система, его отношение к миру. Его театр способен воздействовать на интеллект зрителя, а не только на его чувства. Система Брехта кажется сегодня современной и перспективной, необходимой, чтобы «освежить кровь» психологического русского театра. То, что предложил Брехт, дает огромные возможности для развития актерской психофизики. Пока я не начал репетировать с актерами, не знал, что между этими школами настолько большая пропасть. Мне кажется, что последние достижения игрового театра отталкиваются и имеют прямую связь с размышлениями Брехта. Я имею в виду переосмысление системы Станиславского Анатолием Васильевым. К любой методологии надо относиться как к живому изменяющемуся организму.

Вы наверняка видели постановки Брехта раньше. Чего вам в них недоставало?

Брехта видел мало. Его вообще мало ставят. Видел спектакль Боба Уилсона «Трехгрошовая опера» в Берлине — он был замечательным. Брехт — такая же планета, как Шекспир, Чехов, Беккет. Встреча с ним открывает новый мир любому режиссеру. И помогает расти душе и интеллекту. Нам нужно еще многому учиться и быть более открытыми к достижениям мирового театра. Брехт также связан с современностью, как и с античностью, и имеет в основе своей миф. А миф — это и есть основа театра. Ваши постановки театральны, снайперски точны по смыслу, но лично мне в них не хватает тепла. Вы намеренно так «не сентиментальны»? Зрителя отогреть не хочется?

Все, что я делаю, направлено на то, чтобы отогреть зрителя, заразить его эмоционально, интеллектуально и подключить к серьезным, на мой взгляд, проблемам.

Ваш постоянный соавтор — художник Александр Шишкин — в октябре стал лауреатом Премии Станиславского. А 12 лет назад ту же премию получали вы. Вы неравнодушны к наградам?

Внимание и награды необходимы для поддержки начинающих свой путь. Но хорошо, что Премия Станиславского продолжает находить людей, верных своей профессии. Мне дорога Премия Станиславского еще и потому, что я познакомился с Натальей Крымовой, Петром Фоменко и Алексеем Бартошевичем — людьми, которых очень уважаю и которые являются для меня и по сей день авторитетами в профессии и примером служения театру. Они меня тогда поддержали — я им благодарен.

На днях состоялась премьера вашего «Иванова» в МХТ — после двух лет отсутствия режиссера Бутусова на московской сцене. В чем причина паузы?

За это время я сделал «Чайку» в Корее и « Ромео и Джульетту» в Норвегии. Мне очень грустно, что я мало выпускаю спектаклей в России. Но при нынешнем положении дел собрать необходимую актерскую команду и организовать репетиционный процесс невероятно сложно. А чтобы получить удовлетворение от работы и добиться результата, за который потом не будет стыдно, — это необходимо.

20 ноября 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация