Режиссер Нина Чусова: «Я считаю, что спектакль не должен жить долго» | Театр | Time Out

Режиссер Нина Чусова: «Я считаю, что спектакль не должен жить долго»

Ольга Петрова   12 ноября 2009
3 мин
Режиссер Нина Чусова: «Я считаю, что спектакль не должен жить долго»
В то время как по стране закрывают театры, в Москве самый веселый режиссер своего поколения с сотоварищами открывает новый «Свободный театр» премьерой гоголевского «Портрета».

От чего будет свободен ваш театр?

Я бы хотела ответить не от чего, а почему. Для меня свободный — значит без греха. Восточные мудрецы считали, что быть свободным — это роскошь, к которой можно только стремиться. Вот это стремление к свободному и чистому, желание чувствовать себя частью мира и есть философское оправдание названия театра. Плюс еще свобода в выборе, независимость от каких-то косностей в творческом плане. Мои спектакли часто называли винегретом, ругали за отсутствие определенного жанра. Так вот, в «Свободном театре» этот «винегрет» я беру за основу: в драматическом спектакле «Портрет» будут живые музыканты, анимация, то есть сочетание самых трудносочетаемых видов искусства.

Как будет функционировать «Свободный театр»?

Сейчас у нас нет своей площадки, но долго так существовать мы вряд ли сможем, потому что достаточно много уже техники, которая требует хранения, и нужна база для дальнейших репетиций. О здании думаем. Пока труппа набрана из разных театров. Хотя в ней есть люди, с которыми я уже работала: Паша Деревянко, Саша Яценко, Алена Ковалева. Вообще задача максимум — создать студию, в который были бы люди с едиными стремлениями, одного мировоззрения. Но пока нужно сделать первый шаг — выпустить спектакль «Портрет». А дальше будет следующий этап. В планах у нас — детский мюзикл «Алиса в Зазеркалье». И хочется, чтобы он был по высшему разряду.

Вы будете ставить Гоголя, если не ошибаюсь, уже в пятый раз?

Гоголь сам организовывает все эти спектакли. Он вообще ведет меня по жизни, и каждый спектакль по его произведениям — всегда переломный момент в моей жизни, переход на новый виток. История с «Портрет» началась с того, что МХТ предложил вариант постановки к юбилею Гоголя. Я написала инсценировку «Портрета», потому что метания художника между служением мамоне и искусству были всегда, и меня это касается. И я тоже нахожусь в этой бесконечной дилемме — и денег хочется, и хочется творить. Но в МХТ проект так и не был запущен. Друзья познакомили меня с бизнесменом Сергеем Тарасовым. Он поддержал мою идею: «Мне все это близко и понятно, и я считаю, что сейчас на сцене нужен тот качественный продукт, о котором ты говоришь». Вот так все и сложилось.

В одном интервью вы говорили о том, что театр — это зеркало жизни. Вы по-прежнему так считаете?

Зеркала бывают разными. Театр — отражение сегодняшних вибраций, может быть, не в таком прямом смысле. Я считаю, что спектакль не должен жить долго, он отражает те вибрации, которые здесь и сейчас. Это живое искусство — сейчас такое время, и спектакль будет такой же. Если не учитывать этого, то спектакли получаются, как из пыльного сундука.