Музей Церетели
Кому-то, возможно, кажется, что произведений З.К.Церетели в Москве достаточно. Только не их автору.
Самый плодовитый скульптор современности открывает еще один музей. На Грузинской улице — аккурат между оформленным тем же автором входом в зоопарк и одной из ранних работ — огромным фаллосом на Тишинской площади. Промахнуться невозможно: вход украшает толпа металлических людей приличных размеров — возлежащие, восседающие на лошадях, что-то разглядывающие, они образуют довольно эффектные, издалека заметные группы. Глаз не то чтобы радуют, но внимание привлекают.

В трехэтажном особнячке поспокойнее: живопись и графика З. К. — самая симпатичная, к тому же относительно безопасная, можно сказать, ненавязчивая часть его творчества. Картины в новый музей обещают поставлять сразу из мастерской. Самые свежие — прошлогодние — посвящены войне, некоторая часть — предшественникам-примитивистам. Тут же модели тех людей, что стояли при входе: на первый взгляд очень схожие, они оказываются изображениями знаменитых художников (в основном французских), рассматривающих произведения своих старших коллег, первых примитивистов. Впечатление эта группа производит довольно противоречивое — видно, как З. К.-живописец тянется к наивным художникам, тогда как З. К.-скульптор остается на позициях грубоватого советского реализма.
Отличие нового музея от всех других, где под марками Московского музея современного искусства и Академии художеств показывают произведения З. К., определяется близостью мастерской. Со временем в ней обещают давать мастер-классы, уроки для детей. Пока доступен только дворик — место хранения невостребованных работ, авторских копий, рабочих отливок, подарочных экземпляров. Выстроившиеся в линию грузинские святые, обрамляющие черный вход в здание российские самодержцы, аккуратный ряд из полутора десятков георгиев победоносцев, пристроившиеся на заборе мозаичные звери из прикрытого Диснейленда в Мневниках, есть В. В. Путин в стойке борца и небольшой Петр, к стене музея припечатана фигура святого — чтобы приемной комиссии было ясно, как эта красота будет выглядеть на стенах храма Христа Спасителя.
Плотно забитый скульптурой дворик производит довольно сильно впечатление, у членов президиума АХ, видимо, просто дыхание перехватило, и они, согласно пресс-релизу, «высказали свое восхищение… грандиозностью претворенных З. К. Церетели творческих планов, его креативной силой и неутомимым творческим поиском». Хотелось бы присоединиться к членам, порадоваться за зрителей, самого З. К. и город Москву — редкое место, что скульпторы при жизни могут видеть, как их мастерские становятся музеями. Останавливает лишь то, что появление нового музея не означает, что в других местах — комплексе зданий Академии художеств на Пречистенке и домике на Гоголевском бульваре, здании Московского музея современного искусства на Петровке — церетелиевских шедевров убавится. Более того, мастер действительно очень трудолюбив и совсем еще не стар, а потому приходится ожидать прибавления немалого семейства.

Музей-мастерская Зураба Церетели