Музей невинности | Главное | Time Out
Главное

Музей невинности

Нина Иванова   26 октября 2009
3 мин
Музей невинности
Орхан Памук 2009 Амфора На русский язык перевели любовный роман Орхана Памука «Музей невинности», за который турецкий писатель принялся, уже став нобелевским лауреатом.

Судя по отзывам критиков на выход романа Орхана Памука «Музей невинности», его не поняли.

Многие ограничились первым развлекательным слоем книги и обозвали ее «мыльной оперой». Интрига и правда как будто взята из дешевой мелодрамы. Молодой человек из состоятельной семьи по имени Кемаль встречается с девушкой из древнего, но обедневшего рода. Оба клана с удовольствием предвкушают единение денег и знатности. Тем более что пара красива и будущие супруги явно любят друг друга.

Однако когда все уже уверены, что свадьба — дело решенное, а невеста даже нарушила запрет на секс до брака, Кемаль встречает в модном магазине свою дальнюю родственницу. Он помнит Фюсун еще девочкой с худыми коленками. Теперь же она превратилась в 18-летнюю красавицу, и Кемаль влюбляется без памяти.

То есть сначала он просто соблазняет ее, делает своей любовницей, с которой тайно встречается в пустующей квартире матери. После официальной помолвки со своей невестой (которая празднуется не хуже свадьбы) он уверен, что его брак нисколько не помешает его встречам с Фюсун. Что он счастливый мужчина, которому жизнь уже в 30 лет подарила прекрасную жену и восхитительную любовницу.

Но все оказывается не так, как Кемаль распланировал. Он теряет интерес к невесте, и его брак расстраивается, Фюсун, которая оказалась для него гораздо большим, чем просто красивая любовница, исчезает и тайно выходит замуж. А сам Кемаль превращается в невротика и алкоголика, который мечется в погоне за счастьем. Счастья ему, кстати, так и не видать. Но у него остается память. И это в романе главное. «В традиционном обществе наличие у человека коллекции указывает не на ценные знания, которыми он обладает, а на душевные раны, какие тот пытается скрыть», — пишет Орхан Памук ближе к финалу романа. Кемаль оказывается склонен к фетишизму: он собирает все связанные с возлюбленной предметы — чашку, из которой она пила чай, карандаш, которым она писала, сережку, которую она потеряла во время любовных ласк.

Со временем таких вещей становится много. Он выкупает дом, в котором выросла Фюсун, и превращает его в ее музей. У него появляется страсть к местам памяти. Приезжая в любую страну, он первым делом обходит все доступные музеи. Он знает, как они устроены и чем настоящий музей, в котором сохранена жизнь, отличается от выставочного зала.

Это книга о жизни после смерти. О механизмах человеческой памяти и, как следствие, национальной самоидентификации, которая давно уже не дает Памуку покоя. «Своим музеем я хочу научить людей гордиться своей жизнью. Я много ездил, много повидал: пока только европейцы гордятся собой, большая часть мира себя стесняется. А если бы то, что вызывает у нас стыд, было выставлено в музеях, оно бы сразу стало предметом гордости».