Цех Белого, Цех Красного | Арт | Time Out

Цех Белого, Цех Красного

  10 октября 2009
3 мин
Цех Белого, Цех Красного
Лучшее будущее чем-то напоминает печальное прошлое. Интервью с производственной Мастерской.

Имя Яна ван Лисхаута связано с социальными проектами — настоящими, не художественными.

В 90-х он создавал коммуны в Голландии, теперь — ограничивается выставочными залами, правда, очень большими — подробные, тщательно продуманные модели «Города анархии» или приехавшего в Москву «Города рабов» занимают немало места.

Расположившийся в двух залах «Винзавода» проект сделан как идеальная замкнутая система — город, обеспечивающий себя всем необходимым, практически безотходное производство. Наверху — макеты зданий, планы, роскошный стол с расписной, собственного дизайна посудой — для элиты утопии. Внизу — подвешенные и расчлененные, вывернутые наизнанку человеческие фигуры.

Вы действительно думаете, что идеальная экономическая система может основываться на рабском труде? Согласно Марксу, рабы плохо работают…

Возможно, зато их можно заменять по мере надобности. Дело ведь не только в ужасах утопии. Этот город — хорошо сбалансированная, продвинутая система, в ней много действительно отличных вещей: все производство экологически чистое, никакого мусора, бессмысленных трат энергии, совершенные технологии…

Мечта «зеленых».

Да, в полной мере. А насчет марксизма, я не знаю, но Россия такая огромная страна — здесь любая система провалится. Может, марксизм в Голландии и смог бы развиваться.

Зачем Голландии такие эксперименты — это и так идеальная страна.

Наш мир кажется идеальным только потому, что мы богатые. Если бы не это, Голландия стала бы ужасным местом. Пока все работает хорошо, но если нефть, например, закончится — что делать? Леса сожгут за пару недель. Страна очень маленькая, миллионы жителей…

Но благими намерениями выложена дорога в ад, как известно… Все идеальные концепции приводят примерно к таким вот результатам.

Вообще мир менять очень сложно — людям не нравятся перемены, не хочется ничем поступиться: желаниями, удовольствиями, свободой. Но продолжать жить как раньше — невозможно. Эта работа — что-то вроде предупреждения, но в какой-то момент может и случиться нечто подобное.
Внизу все эти расчлененные тела с кишками наружу похожи на детскую страшилку.

Значит, мне что- то не удалось. Я показываю высокотехнологические операционные, предоставляющие возможность полной трансплантации органов, совершенные системы утилизации — материальной и энергетической, в том числе и человеческих тел. Я показываю вещи, которые обычно не показывают. Но мне кажется, что там есть и очень красивые скульптуры… Человеческие тела и изображение внутренних органов.

Очень важны традиции изображения аутопсии в голландском искусстве. И видно, как органические формы влияют на архитектуру.

И что дальше?

Мне интересны геометрические формы, абстрактные. И одновременно — памятники оружию и большой проект — некрополь, «город мертвых». Мне интересны разные вещи — формообразование, скульптура, дизайн…

А как вы тела делаете? Сейчас многие отливают с моделей формы.

Нет, это обычная скульптура, я даже не леплю с реальных моделей. Иногда использую скелет как основу — не настоящий, конечно…

А почему подписываетесь мастерской?

Это старая история. Когда я только начинал делать искусство и изготавливал очень радикальные вещи, но называть себя художником не хотел — только обозначал производственную мастерскую.