Синее чудовище | Театр | Time Out

Синее чудовище

Елена Груева   6 октября 2009
3 мин
Синее чудовище
Константин Райкин, чтобы победить в открытом бою синее чудовище — телевидение, собрал на сцене все виды зрелищ: театр, кино, цирк, эстраду и даже спорт.

Главная вина телевидения заключается в том, что оно переманивает у театра зрителей. По крайней мере, в театре «Сатирикон» голубому экранному огоньку вызов брошен именно за это.

Для постановщика спектакля «Синее чудовище» Константина Райкина как для выпускника Щукинского училища при Вахтанговском театре победительность театральной стихии навсегда связана с чарами принцессы из сказки Карло Гоцци. Но пока Турандот привлекает публику к подмосткам альма-матер, он рекрутировал на битву с телевидением другую, куда более благородную и менее капризную героиню Гоцци — грузинскую принцессу Дардане.

Автор комедии дель арте придумал своего жуткого героя Дзелу как человека, на которого за грехи пало проклятие высших сил. Чтобы снять это проклятие с себя, он превращает в чудовище сына китайского императора Таэра, предварительно лишая его верных слуг памяти. А Таэра может спасти только любовь его верной жены Дардане, да и то если она победит многоглавую гидру, пожирающую невинных китайских дев.

Зельем, отшибающим память, в «Сатириконе» становятся телепрограммы: боевик для Труффальдино и любовные разборки для Смеральдины. Гидра — это веер из огромных раздвижных кронштейнов, на которых бешено вертятся телекамеры. Обозначив врага, Райкин начинает его бить его же оружием. ТВ атакует киноидолами. Театр превращает Дзелу в копию гуттаперчевого киногероя Джима Кэрри, только маска меняет цвет с зеленого на синий. На ТВ рейтинг зашкаливает у разных шоу, где артисты занимаются не своим делом. Театр превращает сцену в арену, традиционные маски дель арте — в коверных и заставляет героев упражняться в раскачивающемся обруче, делать стойки на руках, жонглировать — ну чем не шоу «Цирк на Первом». ТВ завлекает видами дальних стран. Театр отвечает образами Венеции, раздвижным мостом Риальто и проплывающими на заднем плане гондолами. ТВ кроет Олимпиадой. Театр демонстрирует собственный вариант синхронного плавания: квартет коверных синхронно ползает по мокрому манежу. Номер на заглядение. И зачем, спрашивается, сидеть перед ящиком и давить кнопки пульта, когда все то же самое, только лучше и вживую, можно увидеть в одном спектакле «Сатирикона»?

Да и Гоцци театральную армию не посрамил. Такую интригу завернул, такие любовные перипетии наплел, такие превращения напридумал, такого саспенса нагнал — куда там сериалам, фэнтези и триллерам! А на сатириконовской сцене все это разыгрывают такие симпатичные молодые актеры, да еще с таким энтузиазмом и простодушным восторгом, что как не умилиться. Так что ТВ потерпело явное поражение. Правда, локальное и лишь на пару дней в неделе. Но с чего-то надо начинать!