Москва
Москва
Петербург
Балет. Главные события осени

Балет. Главные события осени

Чем сложнее жизнь в России — тем пышнее ее балеты, так было в последние двести лет.
В Большом театре уже полгода правит знаток и реставратор старинных спектаклей Юрий Бурлака. Старинных — значит императорских, пышных, роскошных. Три акта как минимум; сотни костюмов; декорации, которые можно выставлять в Третьяковке.

Главным событием сезона должна стать воскрешенная им «Эсмеральда» Мариуса Петипа — и хотя премьера будет лишь в декабре, подумать о билетах стоит значительно раньше — если, конечно, вы хотите успеть купить приличные места за вменяемые деньги (продажа билетов на открывающийся в конце сентября сезон уже началась).

Сочиненная Виктором Гюго история цыганки, в которую влюблялись все подряд — от монаха до офицера — не раз превращалась в балет. Шесть лет назад в Большом появлялась бодрая версия Ролана Пети — там танцы средневекового люда напоминали балашихинскую дискотеку. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко идет аккуратная версия Владимира Бурмейстера — лучший спектакль советских 50-х. Но вот та «Эсмеральда», что сейчас делает Бурлака, ничего общего ни с Пети, ни с Бурмейстером не имеет — это программное возвращение в XIX век с его неспешностью, царственностью и культом балерины. Это сочинители XX века всматривались в мужчин этой истории: ах, а что там чувствует поэт Гренгуар, за которого девушка вышла замуж, чтобы спасти его от виселицы, но тут же сообщила, что мужем он ей будет только в документах? Ох, а вот священник Клод Фролло — как же тяжело ему, бедному, понять, что он ухитрился влюбиться, он же так презирал страсти глупых людишек? И преданный уродец Квазимодо, и лучезарный болван с офицерским патентом, капитан Феб — им ставили танцы и пантомиму. Все эти герои есть, конечно, и в нынешней «Эсмеральде» — но Юрий Бурлака, вслед за Мариусом Петипа, твердо помнит, как называется балет.

И главными становятся танцы цыганки — тихие причитания, торжествующие прыжки, неумолимо правильно поставленные ноги (девушка в романе была украдена табором из приличного дома — и в «манере выражаться» балерины естественен язык классики, а не размашистая удаль разноцветных юбок). Единственным, что останется в спектакле Бурлаки от «советских» версий, будет знаменитое вставное па де де Дианы и Актеона, сочиненное Агриппиной Вагановой — но поскольку первая леди ленинградского балета именно в нем чрезвычайно успешно имитировала балет петербургский, контрастировать с основным текстом оно не будет. На сцене Большого будут проложены парижские улицы, водружены дворцы и красочные притоны разбойников. Три с лишним часа торжественного побега от действительности.

25-28 декабря, Большой театр

Гастроли Гамбургского балета

Лучшая гастроль сезона в этом году будет в Петербурге, а не в Москве — в октябре именно туда с кратким визитом прилетит Гамбургский балет.

Труппа, которую уже 30 лет не может заманить к себе Москва, примет участие в фестивале «Дягилев. Постскриптум». Первые дни фестиваля, посвященного 100-летию дягилевской антрепризы, не случайно отданы Гамбургу: худрук театра Джон Ноймайер — сочинитель целой серии спектаклей, действующими лицами в которых являются Дягилев и Нижинский. Две из трех привозимых одноактовок («Павильон Армиды» и «Вацлав») сюжетно связаны именно со знаменитым русским импресарио и его премьером. И только «Весна священная» лишь косвенно связана с темой фестиваля — в раннем, 1970 года, сочинении Ноймайера нет никаких упоминаний о дягилевских временах. Это редкий для хореографа экспрессионистский спектакль, в котором человечество мечется на фоне нарастающей атомной зари.

Добраться до Петербурга куда проще, чем до Гамбурга, билеты уже продаются в питерских интернет-кассах.

12, 13 октября, Александринский театр, Петербург

Вернуться на главную страницу.
28 августа 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация