Лучшее на фестивале DesignAct | Арт | Time Out

Лучшее на фестивале DesignAct

Мария Привалова   23 августа 2009
16 мин
Лучшее на фестивале DesignAct
Time Out представляет самые интересные экспонаты фестиваля Design Act и разбирается, почему современный дизайн так плохо приживается в России.

Организаторы фестиваля Design Act, который пройдет на «Винзаводе» с 27 по 30 августа в третий раз, снова хотят приучить нас окружать себя красивыми современными вещами.

Доказывать, что дизайна в России нет, обидно и бессмысленно. Обидно — потому что это правда, бессмысленно — потому что это понятно и так, интуитивно. Разбираться в причинах — грустно, но, пожалуй, совсем не бессмысленно. Подробнее…




Повседневные вещи

Нетривиальный дизайн


Полное расписание Design Act

выставка, ярмарка, лекции и семинары


Эпитет «дизайнерский» постигла та же участь, что и «эксклюзивный» — пустое слово, которое используется для определения чего-то уникального. Хотя на самом деле понятно, что дизайн — этап любого производства, а гостиница, обставленная мебелью из ИКЕА, формально имеет ровно столько же прав называться дизайнерской, сколько и футуристический отель фиолетового цвета в каком-нибудь Амстердаме.


Понятно, что слово это — «дизайнерский» — значит на самом деле, что дизайн описываемого объекта хорош. А еще, так уж вышло, это почти всегда означает, что дизайн этот сделан кем-то заграничным. Года три назад президент Путин произнес слово «дизайн», и нельзя сказать, что оно не отозвалось: появились концепции музеев и вузов, проекты по продвижению дизайна в производство — короче говоря, множество просьб о финансировании. Только дизайна не появилось — то есть он и так был, но вот в том самом, высоком смысле его как не было, так и нет. Почти.


Доказывать, что дизайна в России нет, обидно и бессмысленно. Обидно — потому что это правда, бессмысленно — потому что это понятно и так, интуитивно. Разбираться в причинах — грустно, но, пожалуй, совсем не бессмысленно.


Главной причиной отсутствия у нас дизайна принято считать проблему образования. Набор претензий привычен — старомодность, недостаток хороших преподавателей, отсутствие технологий. Но учить все равно можно, даже при справедливости перечисленного. Что делать со знаниями дальше — проблема более значимая.


К счастью, есть разновидность дизайна, меньше всего зависимая от внешней среды. Для работы графического дизайнера достаточно, в сущности, его самого и компьютера перед ним (а если есть заказчик — вообще идеально). К тому же следить и соответствовать современным тенденциям проще, достаточно просто внимательно смотреть.


Гораздо хуже обстоят дела у тех, кому для реализации идей нужен кто-то еще. Создание прототипов и производство в России, к сожалению, задача часто невыполнимая. В предметном дизайне каждый шаг дается с трудом — произвести прототип дорого и трудно, а уж перейти от прототипа к производству еще труднее.


Я в свое время создала компанию как раз по изготовлению симпатичных нужных вещей. Для производства одной фарфоровой чашки нам пришлось больше полугода общаться с производствами и выпускать вменяемые прототипы. На одном заводе нам сказали, что взяться не могут, потому что форма трудновата и будет много брака, на другом (как хотелось бы сделать достоянием общественности его название!) предложили закупочную цену в 40 евро за чашку. В результате их делает вручную подмосковный умелец. Стоит ли говорить, что производство в Китае заняло гораздо меньше времени. Маленькую компанию одна такая история может надолго остановить, у компаний покрупнее таких историй десятки. И потому студия Лебедева, которую принято любить или ненавидеть, на самом деле — просто смелый пионер, которого нужно ценить. Может быть, кому-то удастся пройти по этой дороге следом за ними.


Еще одной проблемой дизайна является непонятность, невыстроенность отношений как внутри сообщества, так и между дизайнерами и внешним миром: с производителями, с заказчиками, с продавцами и, конечно, с покупателями. Дизайнер по-прежнему воспринимается странно — то как ненужная розочка на торте, то как технический исполнитель мелких прихотей, то как художник, чью работу не надо понимать, а надо восхищаться.


К чему это приводит? Например, к тому, что вместо двух типичных способов поиска дизайнера для проекта — широкого тендера с жесткими условиями заказчика или приглашения звезды и работы под его именем — мы неуютно болтаемся где-то между: у нас даже самые известные и именитые вынуждены долго объяснять, почему выбранный шрифт верный и другого не надо, а где-то за углом молоденький мальчик может получить хороший гонорар за плохо сделанную ерунду. Происходит это из-за того, что отсутствие шкалы — одна из главных причин недоверия. Почему я должен верить, что ты хороший дизайнер? Почему ты думаешь, что нового вида мебель будет кому-то интересна? Чем докажешь, что это хорошо?


Для того чтобы система выстроилась, нужны истории успеха, а начать можно с того, чтобы постараться вписать нашу столь немногочисленную пока дизайн-индустрию в мировой контекст. Ведь мы столько лет мечтали об «импортном», что нам трудно поверить, что и здесь могут родиться хорошие вещи.


Поэтому фестиваль «Дизайн Акт» привозит международный дизайн в Москву и перемешивает с местным. Выставки, лекции, мастер-классы с международными и отечественными участниками объединяют их, выявляют общее, подсказывают пути развития.
«Дизайн Акт», бывает, упрекают в том, что он — не Миланская неделя дизайна. Ну конечно, нет, он для этого слишком молод. «Дизайн Акт» просто предлагает людям посмотреть на настоящих классиков и звезд, потрогать и купить качественный дизайн, послушать настоящих профессионалов — то есть все то, что в обычный день сделать почти невозможно.


Почему говорить про дизайн важно? Ведь не сошелся же на нем свет клином! Ну конечно, не сошелся. Просто есть хорошие, интересные слова — инновации, конкурентоспособность, развитие, удобство, полезность, технологии, красота, — и все они связаны с дизайном. То есть должны быть связаны — и когда-нибудь будут. Просто над этим надо поработать.
И если получится — российским дизайнерам не нужно будет выбивать себе право продавать свои вещи по европейским ценам, иностранцам не нужно будет пугаться магазинов подарков на московских улицах, в домах появится мебель из разных магазинов, а не одного, а разнообразие из интернета переместится в реальную жизнь.



Один из пионеров продвижения качественного дизайна в России, владелец галереи ROOM Евгений Бакаев совместно со знаменитой компанией Established & Sons представит выставку «ПРО:ПОРЦИИ» Впервые в Москву приедут предметы из коллекции компании Established & Sons, которую возглавляет муж Стеллы Маккартни и создатель журнала Wallpaper Элисэйр Виллис. Фирма работает с первоклассными дизайнерами, соединяя их авторский стиль с собственным вкусом и видением.

Еще одна выставка международного класса — от музея Alessi. Alessi — семейный бизнес, компания, отрудничавшая на протяжении долгих лет с десятками именитых дизайнеров. Выставка, которую музей Alessi представит в Москве, совсем новая — до этого
ее видели только посетители весенней Недели дизайна в Милане.

Дизайн-критик Omami представит проект «Украденная красота». В науке давно известен феномен одновременных открытий. Похожее происходит и в дизайне. Идеи зреют не в головах, а в неком общем коллективном сознании. Похожие вещи придумываются
и производятся одновременно, но рынок решает, чей проект оказывается более успешным. Вывернутые наизнанку бокалы
придумали Alissia Melka Teichroew и Omiko Oki. Остается только выбрать, что вам ближе — аскетичность или любовь
к деталям.

На ярмарке, которая будет работать все фестивальные дни, дизайнеры из Европы, Азии и России представят свои товары на стендах. Так что можно будет не только купить понравившийся предмет, но и похвалить его автора.

В рамках Design Exhibition можно будет увидеть предметы приглашенных гостей: Луизы Коэн, Марко Макуры, Якко Брегонье и других.





КСЕНИЯ ФИЛАТОВА купила в прошлом году чашку-пепельницу.


Я курю уже 10 лет и, когда увидела в магазине Limited Unlimited эту чашку-пепельницу, сразу купила семь штук — моим друзьям они очень нравятся, и я их практически все раздарила. Это подмосковное производство, дизайнера зовут Александр Ляпунов. Даже некурящие друзья мечтают о чем-нибудь похожем, но не знают, что это может быть.






ИГОРЬ ШУЛИНСКИЙ купил два года назад лампу и подставку для туалетной бумаги.


Туалет — одно из главных мест в моей жизни, там я читаю и даже работаю. Подставка для туалетной бумаги Hiroshi Tsunoda (стоила около 50 евро) вмещает до 5—6 книг, до 10 журналов и кучу документации.

А лампа Black+Blum (1500 рублей) фантастически уютна и удобна, собирается и разбирается в момент. Я даже беру ее с собой
в путешествия.



АЛСУ ХАЙРУТДИНОВА на прошлом «Дизайн Акте» купила контурную вазу Yuko Tokuda.

Эта минималистичная интерпретация классической вазы оставляет самое необходимое: основную функцию и фарфоровый контур знакомого силуэта, который заключает цветок совсем в другие рамки. При этом форма вазы, сделанной специально для коллекции нью-йоркского Музея современного искусства, настолько самодостаточна, что и без цветка она смотрится идеально в любом интерьере. Стоила она, кстати, совсем недорого — 1500 рублей.



ИЛОНА ИСУПОВА в прошлом году купила светильник японской студии Rezon.

Этот светильник понравился мне тем, что во включенном и выключенном состоянии у него совершенно разный дизайн — силуэт зебры становится видным, только когда свет проникает изнутри. Я всегда любила все монохромное, и эта светящаяся зебра идеально подходит моей черной спальне.



АНДРЕЙ ШИРИНСКИЙ купил на прошлом «Дизайн Акте» обложки для паспортов и многофункциональную деталь одежды.


Я очень люблю путешествовать, поэтому логично, что купил обложки для паспортов с картой мира. Они не промокают и привлекают внимание.

«Колбаса» с двумя дырками посередине, которая сейчас на мне, — не просто «кусок ткани». Ее можно носить как шарф, как капюшон и как пончо.




Вендел Тен Арве, исполнительный директор Амстердамской биеннале


Я приехала в Москву полгода назад, когда я была беременна. Нам повезло жить в центре, а так как машины у меня нет, то я много гуляла вокруг дома — в районе Тверского бульвара. Мой радиус действия был ограничен: минут 30 в одну сторону, то есть километра два. Я старалась выбирать разные маршруты, но даже когда шла по одной и той же улице, всегда замечала что-нибудь новое. А потому исследование города вовсе не было скучным — напротив, прекрасным опытом.


В Нидерландах, где все дизайнерски спроектировано или даже чрезмерно перепроектировано на микро- и макроуровне, у меня всегда есть ощущение, что люди больше не чувствуют себя хозяевами публичных пространств. Это то, что ты должен пересечь, пока идешь из дома на работу или в магазин. У нас практикуется тотальный дизайн — когда вся территория одновременно исследуется и планируется. Один тип мостовой, одинаковые фонари и т. д.

Такой подход обеспечивает единство стиля. А еще он скучный. Более того, выбор материалов — практичных, антивандальных, выносливых — создает холодный, чистый, функциональный и, если позволите, бесчеловечный дизайн. Он отлично выглядит на расстоянии, но нет никакого удовольствия сидеть на стальной скамейке, которую спроектировали для того, чтобы на ней не спали бездомные.


А потому никто не присваивает себе общественные места. Площади пустынны, уличная мебель не используется, а газоны обсажены дурацкими кустами — даже собакам не нравится там гулять.


Москве, наоборот, не хватает общего дизайна. Есть, конечно, какая-то схема проектирования городских пространств, но она гораздо менее проработанная и детальная, чем в Нидерландах. Постоянно происходят какие-то изменения и добавки. А потому все меняется в более человеческих масштабах и разнится от улицы к улице, что позволяет людям использовать городские территории для собственного, неформального дизайна. Им хочется украсить, придать индивидуальность ближайшим углам — а это добавляет городу интересный слой.

Потому на одной улице можно найти 20 разных типов мостовой, старые шины огораживают клумбы, ограждения превращаются в театральный задник со всеми разнообразными цветами и фактурами нанесенной краски, а лавка у пруда становится местом шахматного турнира или вечеринки с друзьями.


Для меня все эти сезонные изменения — ведь в начале моей жизни здесь все было покрыто снегом — стали удивительным источником вдохновения. Они показывают, насколько креативны и изобретательны здесь люди. А еще нигде так увлекательно не выглядят витрины — от кексов в кафе до фруктовых лавок.


Неформальный дизайн можно найти везде.



Дизайн Акт состоит из трех частей: ярмарки, выставок и программы открытых лекций и семинаров, то есть посетители смогут посмотреть, потрогать и купить. А для тех, кто настроен более решительно, в течение четырех дней будут проходить лекции и мастер-классы.
Design Market — то есть ярмарка, будет работать каждый день с 11 до 21 часа. Сами дизайнеры из Европы, Азии и России будут представлять свои товары на стендах, так что понравившиеся вещи можно будет не только купить, но и похвалить автора.
Design Exhibition — это сами выставки. Помимо уже упомянутых выставок Established&Sons, Alessi, Stolen Beauty и OpenDesign, на Дизайн Акте можно будет увидеть кураторский проект Ольги Божко «Вам письмо» об истории почтовых ящиков, интерактивную инсталляцию от студии СмирновДизайн, а также предметы приглашенных гостей: Луизы Коэн, Марко Макура, Якко Брегонье и других.
Design Forum — в этом году помимо открытых лекций предлагает участникам серию практических семинаров, которые помогут молодым дизайнерам узнать, как правильно составить портфолио и достичь соглашения с производителем. Но темы будут не только узкопрофессиональными: например, Анна Наумова расскажет о том, как законы графического дизайна работают в моде, а Роман Крихели — о принципе суперпозиции и о том, как дизайнер из обычного профессионала превращается в суперчеловека.
РАСПИСАНИЕ Design Forum


Особый проект Design Act и посольства Нидерландов.

24-27 августа «Дизайнеры — создатели будущего„ от Mobile Workshop Group.



В течение четырёх дней участники “Мобильной рабочей группы„ вместе с 20 студентами будут обдумывать выбранное городское пространство: каждая группа будет работать над возможностями его развития и улучшения на микро, среднем и макро уровне. Постепенно разбирая его на составные части и собирая вновь, они воспроизведут его в ходе работы и создадут 3Д модели предлагаемых изменений.


В четверг вечером их рабочая зона превратится в выставку, посмотреть и обсудить которую с участниками посетители смогут в остальные дни работы фестиваля.


Лекции, мастер-классы и практические семинары.


27 августа


Зона воркшопов


19-00 “Свободное конструирование спонтанного образа на основе индивидуального ощущения„ Юлия Резникова

Преподаватель Британской высшей школы дизайна вместе со студентами проведёт эксперимент, цель которого — с помощью обычных инструментов (картона и ножниц) передавать свои ощущения через пластические формы.


Зона лекций


18-00 Презентация результатов четырёхдневного семинара “Дизайнеры — создатели будущего„ от Mobile Workshop Group.

Бас Колман и его коллеги расскажут о своём опыте дизайнерского переосмысления Таганской площади в Москве.


20-00 “Рождение продукта„ Одед Фридланд

Успешный дизайнер и производитель из Израиля, Одед расскажет о пути продукта от идеи до производства и о том, почему не всем задумкам удаётся его пройти.


28 августа


Зона воркшопов


11-00 “Интерактивный дизайн„ семинар компании UIDesign Group, часть1

Компания UIDesign Group, занимающаяся проектированием пользовательских интерфейсов, проведёт трёхдневный семинар, посвящённый последовательным этапам создания интерфейсов — на примере универсального туристического гида.


15-00 “Как рисовать предметы„ Святослав Саакян

Святослав Саакян, создатель собстенной студии промышленного дизайна, поделится секретами восприятия рисунка, покажет методы передачи объема и приемы создания эффектных рисунков и оценит работы желающих.


Зона лекций


14-00 круглый стол Экспертного клуба Минпрома

На круглом столе эксперты министерства и промышленные дизайнеры будут говорить о дизайне малых судов — очень модном и перспективном сегодня направлении.


18-00 “Мода и плакат — дизайн высказывания„ Анна Наумова

Анна Наумова, арт-директор студии ZOLOTO, расскажет о своих находках в области модного и плакатного дизайна. Анна утверждает, что одинаковые графические принципы позволяют и тем, и другим становится интересными для взгляда.


20-00 “Голландский дизайн в Европе„ Марко Макура и Якко Брегонье.

Дизайнер из Сербии, работающий в Голландии, и голандец, работающий в Италии — успешные дизайнеры Марко Макура и Якко Брегонье, представляющие свои предметы на выставке, расскажут о своих работах и основных тенденциях развития дизайна в Европе, которые они ощущают на себе.


29 августа


Зона воркшопов


11-00 “Интерактивный дизайн„ семинар компании UIDesign Group, часть2


15-00 “Как создавать красивые предметы„ Святослав Саакян


Святослав продемонстрирует подборку красивых с разных точек зрения предметов. Проанализирует их формообразования, сформулирует принципы их создания. Каждый сможет попробовать реализовать полученные знания и услышать комментарии.


19-00 “Что учитывать в лицензионном соглашении„ Патрисия Граф и Фабиан Сейберт

Молодые дизайнеры и предприниматели из Германии, Патрисия и Фабиан расскажут о том, как они начинали свои дизайн-бюро и как им удалось научиться продавать свои работы большим компаниям и эффективно договариваться с ними.


Зона лекций


14-00 “Конструктивные и пространственные решения компании Боинг — дизайн в условиях жёстких требований„ Дмитрий Сухов, директор конструкторского центра Боинг

Дизайн самолётов — это сочетание романтики с инженерией. На своей лекции Дмитрий Сухов расскажет об эстетике, конструктивных требованиях и дизайнерских возможностях в авиастроении.


15-30 “Индустриальные ремёсла и дизайн-искусство — о дизайне, производстве и размывании границ„ Вендел Тен Арве

Независимы продюсер и куратор, Вендел работала со многими знаменитыми дизайнерами в Голландии. В своей лекции она расскажет о тенденции переосмысления и нового использования старых ремесел.


17-30 “Сделано в Латинской Америке: современное состояние дизайна„ Валерия Валларта Симелинк

Валерия успешно продвигает традиционный латиноамериканский дизайн в Европе, а также придумывает новые международные проекты — о том, как из старых умений сделать что-то новое и популярное, она и расскажет в своей лекции.


19-30 “Дизайн, который можно запрограммировать„ Василий Лебедев и Илья Рыжков, RedKeds

Молодые и талантливые ребята из команды RedKeds расскажут о том, как физика сочетается с лирикой, а точнее — дизайн с математикой и программированием, и какие из этого рождаются новые возможности.


30 августа


Зона воркшопов


11-00 “Интерактивный дизайн„ семинар компании UIDesign Group, часть3


15-30 “MindMaps — как определить своё направление в дизайне„ Луиза Коэн

Луиза Коэн уже давно профессиональный дизайнер. Она предлагает молодым дизайнерам или тем, кто ещё только определяется с профессией, используя технологию рисования “ментальной карты„ осмыслить профессию и обсудить возможные пути.


17-00 “Делаем спец проект в интернете„ Василий Лебедев, RedKeds

Василий Лебедев, руководитель проектов студии RedKeds, расскажет о своём опыте создания спец проектов в интернете (например, как для сайта приходится снимать кино) и вместе с участниками семинара проведёт брейнсторм по придумыванию новых ходов и технологий.


Зона лекций


13-00 “Мы охотимся за трендами или они за нами?„ Надя Орлова, СмирновДизайн

Арт-директор студии СмирновДизайн расскажет о том, что такое трендвотчинг в дизайне, зачем он нужен и как можно научиться следить за тенденциями — чтобы никогда не устареть.


15-00 “Суперпозиция„ Роман Крихели

Роман Крихели, креативный директор бюро Proekt, расскажет о своём видении дизайна будущего — когда невозможно будет провести границы, а дизайнер будет сверхчеловеком, освоившим технологии, психопрактики и историю искусств.


17-00 “Дизайн как манипуляция пространством — в театре и в “реальности” Эрик Белоусов, Ирэна Белоусова

Дизайнер и театральный художник, Эрик и Ирэна расскажут о том, какие приёмы и для чего используются в пространственном дизайне и как они влияют на человека.


19-00 «Как сделать правильное портфолио» Тимур Бурбаев

Арт-директор студии Артемия Лебедева, Тимур расскажет участникам о том, как правильно делать портфолио, чтобы получив его, студия вашей мечты не выбросила его в корзину, а позвала на собеседование.