Проснитесь, вы в Москве! | Арт | Time Out

Проснитесь, вы в Москве!

Фаина Балаховская   14 августа 2009
4 мин
Проснитесь, вы в Москве!
Современное искусство массово переходит в Москве на новый уровень — музейный.

В летнее затишье Государственный центр современного искусства предъявил проект собственного превращения в музей. От перемены слов в названии должно резко вырасти количество площадей, а коллекция — прирасти шедеврами дорогущих западных художников, выкупленных на государственные деньги. Вообще у центров современного искусства это не принято — они по всему миру гордятся солдатской должностью, в генералы если иногда кто и метит, так их руководители. Но на нашем безрыбье, кажется, что в бабочки может выбиться любая гусеница. Между тем, естественный и противоестественный отбор никто не отменял.


Итак, на старте: музеями современного искусства с международной коллекцией помимо ГЦСИ собираются осчастливить город Stella Art Foundation (неведомый зверь — проект частно-государственного партнерства в стадии проработки, коллекция на музейную пока тянет не очень, но в ней есть несколько настоящих шедевров отечественных и западных знаменитостей. Место определено — Мельниковский гараж на Новорязанской улице) и Ольга Свиблова (мультимедийный комплекс актуальных искусств давно уже не ограничивается фотографией, стройка на Остоженке в разгаре).


Чуть более скромная программа национального масштаба у Московского МСИ (коллекция постепенно растет, но наличие в ней множества работ основателя музея Зураба Церетели искажает картину — не сильнее, впрочем, чем причудливейшая выставочная программа, включающая экспозиции совсем не музейного уровня).


Не стоит сбрасывать со счетов и недавно поменявшую начальника, но сохраняющую интерес к современному искусству Третьяковскую галерею. Громко расставшись с не вписывавшимся в заведенные в галерее порядки разной степени разумности Андреем Ерофеевым, национальная сокровищница призвала под свои знамена одного из лучших отечественных кураторов Виктора Мизиано. Надо признать (со всем почтением к достижениям и Ерофеева, и Мизиано), что поменяли шило на мыло — оба талантливы и харизматичны, но играть предпочитают по своим правилам. Зато ничего специально строить вроде и не надо, собранная Ерофеевым коллекция среди государственных собраний конкурентов не имеет. О западных художниках можно не задумываться, хотя в запаснике давно уже отдыхает роскошная работа Раушенберга, достойная лучшей участи.


Между тем, опыт учит: практически ни одна серьезная, равно впечатляющая собственный народ и мир российская коллекция не была собрана на государственные деньги. Всякую потрешь, обнаружишь частника — Третьякова, Щукина, Морозова, Костаки. На крайний случай — государя императора — хотя тут частную волю от государственной стратегии отделить сложно. Или того же Ерофеева. То же — и в провинции.


Кстати, нельзя сказать, что регионы совсем разочаровывают. Подобрав остатки отечественного искусства прежних веков, российские коллекционеры тянутся к современному искусству, в том числе и западному. Пока, правда, количество евро, потраченных Романом Абрамовичем на самую крутую яхту в мире, не идет в сравнение с суммами, пошедшими на работы Джакометти, Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда. Вещи исключительно музейного уровня собирает Вячеслав Кантор, есть шедевры и у Ольги Слуцкер, и у Умара Джабраилова. Куда лучше, чем в государственных собраниях, представлено отечественное современное искусство в музее Art4.ru Игоря Маркина (пусть и отменил он выставки в связи с кризисом и перешел на режим работы «раз в неделю») и в фонде «Екатерина» Екатерины и Владимира Семенихиных. И ведь речь идет только о соотечественниках, притом тех, кто опубликовал списки своих достижений — есть и те, кто собирает втайне.


Удивительно, но в сторону Запада многочисленные строители МССИ вроде и не поглядывают, отношения не налаживают. Между тем — если и есть приз, за который музеестроителям стоит бороться — он у всех на виду, и это совсем не государственные деньги, которые миллионами отпускают на здания, а копейками — на их наполнение.


В отношениях с Западом, конечно, не все так легко, как кажется. Государство давно устроило так, что ввозить произведения искусства в страну, не говоря уже о том, чтобы покупать их здесь — себе дороже. Проснитесь, вы в Москве.