17 организаций, занимающихся экопросвещением в Москве и Подмосковье

17 организаций, занимающихся экопросвещением в Москве и Подмосковье

Андрей Писков   16 апреля 2020
31 мин
17 организаций, занимающихся экопросвещением в Москве и Подмосковье

Time Out вспоминает 17 организаций, просвещающих жителей Москвы и Подмосковья в вопросах экологии.



ГПБУ «Мосприрода»

Об организации

 

Государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосприрода» было образовано в 2014 году. Основные функции — охрана и содержание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Москвы, создание эколого-просветительской инфраструктуры, сохранение биоразнообразия и развитие экологического просвещения города.

Для успешного развития городов важно, чтобы не только власти, но и сами горожане разбирались в вопросах экологии и знали, как беречь городскую природу. «Мосприрода» как раз этим и занимается — экологическим образованием и просвещением. Учреждение активно пропагандирует здоровый образ жизни и физическую культуру в гармонии с природой, организует оздоровительные, спортивные, образовательные, эколого-просветительские мероприятия для детей и взрослых.

Под их руководством создана сеть современных эколого-просветительских центров с интерактивными мультимедийными экспозициями на самые разные темы — от жизни леса и чудесного мира пчел до проблем экологии и охраны окружающей среды. В экоцентрах проводят тематические квесты, игры на свежем воздухе, мастер-классы и занятия, посвященные таким темам современной экологии как «изменение климата», «альтернативная энергетика», «ресайклинг», «раздельный сбор и переработка отходов», «проблема образования мусора» и другие.

 

Благодаря деятельности «Мосприроды» экскурсии по экологическим тропам, экологический и оздоровительный туризм, лекции и семинары, конференции и выставки, различные клубы, кружки и секции, творческие объединения на основе интереса к экологии становятся все популярнее у столичных жителей.

 

Национальный парк «Лосиный Остров»

Об организации

 

«Лосиный Остров» — особо охраняемая природная территория федерального значения и один из первых национальных парков в России.

Чем полезным можно заняться в парке:

  • сходить на экскурсии по экологическим тропам, территории национального парка, музеям и экологическим центрам (на территории «Лосиного Острова» их восемь, у каждого из которых своя «изюминка»);
  • поучаствовать в игровых программах и квестах,  во время которых дети через игру знакомятся с лесом, животными и природой Подмосковья;
  • посетить массовые праздничные и природоохранные волонтерские мероприятия;
  • послушать выездные лекции и мастер-классы;
  • сходить на экологические уроки и практики для школьников и студентов и методические семинары для преподавателей.

Национальный парк уделяет большое значение экологическим урокам, как этапу знакомства с национальным парком. После таких уроков многие школьники действительно хотят попасть в «Лосиный Остров». На полевых экскурсиях — да и при любом посещении национального парка — наши гости могут увидеть, потрогать и ощутить всю красоту Подмосковных лесов.

Современные дети чаще всего не знают, как можно и нужно проводить время на природе, ведь сегодня с помощью интернета узнать любую информацию можно не выходя из дома. При этом в лесу большинство теряется и не может определить, насколько опасно то или иное животное или растение. Только на природе можно научить городских детей ощущать запахи, определять на слух голоса и различать зверей и птиц.

Рустам Якубов, директор нацпарка «Лосиный Остров»:

В 2019 году из 7 миллионов граждан, ежегодно посещающих наш парк, более 8 тысяч пришли на мероприятия в экоцентрах. Возможности нашего национального парка позволяют увеличить этот поток:

 

  • Мы создали новые экологические тропы: «Босоногая тропа» (ЭПК «Дендрарий»), «Тропа сказок» (ЭПЦ «Красная сосна»).
  • Ведем работу по оформлению и созданию дополнительных экскурсионных объектов на экологических тропах: «Вятичи», «Войди в зеленый мир», «Заповедный лес».
  • Визит-центры разрабатывают и проводят новые программы: игровые экскурсии, мастер-классы, праздники, тематические мероприятия.

 

В ближайшее время мы также планируем провести серию онлайн-уроков для всех желающих с упором на учеников младшей и средней школы.

 

Greenpeace в России

Об организации

 

Российское отделение общественной некоммерческой неправительственной организации Greenpeace было открыто в 1992 году и с тех пор провело множество кампаний, направленных на решение экологических проблем. Основные направления работы — изменение климата, леса и особо охраняемые природные территории, пожары, чистый воздух и философия «ноль отходов».

Экопросвещение — одна из задач российского отделения Greenpeace. На нашем сайте можно найти много полезных инструкций: начиная от того, как понять маркировку на пластике, и заканчивая тем, как сделать вермиферму у себя дома. Наши эксперты проводят лекции, тренинги, в самых разных форматах и востребованы именно как спикеры в своих темах. Мы участвуем в различных фестивалях или камерных событиях, которые делают разные площадки. На днях мы запустили онлайн-курс, как стать экологичным не выходя из дома.

Очень большая работа ведется в проекте «Останови огонь»: вместе с партнерами мы выпустили обучающий комплект материалов для детей школьного возраста о том, как вести себя во время природного пожара, и как, собственно, не допустить пожаров (что очень важно, ведь 9 из 10 пожаров происходят по вине человека). Нам кажется важным, чтобы дети с раннего возраста получали правильную информацию. В комплект вошли уроки, настольные игры, противопожарные мультфильмы, которые мы сделали вместе с «Фиксиками» и «Смешариками».

Виолетта Рябко, руководитель медиаотдела

Работа над материалами началась в 2017 году и ведется до сих пор. В 2020 году выпустили новые игры для детей дошкольного возраста. Материалы можно использовать для проведения уроков в школах, детских садах, фестивалях и детских лагерях, а также играть дома с детьми. Все материалы прошли экспертизу Министерства Просвещения РФ, были рекомендованы к использованию в учреждениях дополнительного образования и как дополнение к курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. Несмотря на карантин, противопожарная работа продолжается и сейчас. Мы планируем запустить занятия для детей онлайн.

Обучаем мы и взрослых. Уже много лет проходят тренинги для тех, кто хочет научиться тушить пожары. Благодаря этим тренингах более чем в 15 регионах сформировались группы, которые рассказывают о проблемах пожаров, дают интервью, ведь часто люди боятся звонить 112 и рассказать, что видят пожар на природной территории! Добровольцы также учатся и затем тушат небольшие очаги, например, торфяные.

 

Еще есть проект «Возродим наш лес», в рамках которого мы привлекаем школьников к теме выращивания лесов. Мы работаем со школами больше 17 лет и вместе с детьми делаем лесные питомники: школьники сеют семена деревьев в питомник, ухаживают за растущими деревцами, потом приезжают на посадки с выращенными дубками и вязами. Некоторые школы не могут создать у себя на территории лесной питомник, так что для них мы придумали альтернативный вариант: выращивать дубы на подоконнике. Выращивать дубок дома детям нравится даже больше, чем в питомнике, потому что он как домашний питомец: ребенок несет за него ответственность, привыкает о нем заботиться.

 

 

Движение ЭКА

Об организации

 

Межрегиональная экологическая общественная организация «Движение ЭКА» действует с 2010 года. Миссия движения — вовлечь как можно больше людей в снижение экологического следа и бережное отношение к природе. Среди направлений работы движения: реализация масштабных программ и проектов по экологическому просвещению детей, молодежи и взрослых (всероссийские экологические уроки на различные темы, программа «Зеленые вузы России» и другие), формирование ответственного обращения с отходами, защита экологических прав граждан, лесовосстановления и другие.

В 2014 году движение ЭКА выпустило первый экологический урок для школьников «Мобильные технологии для экологии» о том, как с помощью современных гаджетов можно помогать природе онлайн. Затем появились уроки «В диких условиях» (профориентирующий урок о «зеленых» профессиях для старшеклассников), «Хранители воды» (серия уроков о бережном отношении к водным ресурсам и проблемам изменения климата), «Вода России» (о способах сохранения российских рек и озер).

В 2017 году все разработанные уроки были собраны на едином портале экокласс.рф. Сейчас там представлены 35 общероссийских и международных экологических уроков, цель которых — научить школьников сохранять природу и жить в соответствии с принципами устойчивого развития. На данный момент на портале зарегистрировано 80 тысяч учителей. В уроках приняли участие более 2,4 миллионов школьников из всех регионов России и еще из 12 стран. Реализация такого масштабного проекта возможна благодаря поддержке партнеров.

 

о которых можно узнать на сайтах отдельных уроков

Эльвира Зинатуллина, руководитель проекта «Экокласс.рф»

Материалы уроков создаются профессиональными педагогами и методистами, биологами, экологами-практиками, дизайнерами и IT-специалистами, которые превосходно разбираются в экологической тематике. Задачи уроков — донести до школьников масштаб экологических проблем, рассказать о том, какие способы борьбы наиболее эффективны и как мы можем повлиять на эти проблемы. Полученные знания школьники легко могут применять в повседневной жизни. У детей развиваются навыки и мышление, позволяющие им легче адаптироваться в постоянно меняющемся мире и отвечать на все новые экологические вызовы.

Уникальность экологических уроков в том, что помимо увлекательного образовательного контента они содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы, а сама методика урока требует от педагога минимум усилий и времени для его подготовки и проведения. Пакет для проведения урока разработан таким образом, что, даже не обладая специальными знаниями, учитель может провести качественный урок. Он, как правило, включает в себя:

 

  • подробный и понятный методический гид, а также видеогид, в котором показывается, как проводить разные элементы урока;
  • познавательную анимированную презентацию с подстрочным текстом для каждого слайда;
  • комплект для проведения интерактивной развивающей части урока (например, настольная игра, творческое задание, квест);
  • раздаточный материал в необычной форме: книжка-памятка для школьников, яркий плакат и другие материалы.

Путь учителя на экокласс.рф очень прост: необходимо зарегистрироваться на портале, выбрать понравившийся урок, скачать материалы и провести занятие в классе. После проведения урока все учителя, приславшие отчет с фотографиями, получают почетный диплом участника и благодарственное письмо в адрес школы.

Возможность стать пользователями портала есть не только у учителей, но и у школьников. Каждый учитель может зарегистрировать в личном кабинете свой класс, после чего школьники получают доступ к специальным онлайн-урокам с видеоматериалами, игровыми интерактивными заданиями и состязаниями, которые дети могут пройти самостоятельно и получить за это диплом. На портале также открыт отдельный вход для родителей и волонтеров, которые заинтересованы в экопросветительской деятельности и готовы самостоятельно проводить экологические уроки в школах.

В нашей копилке также есть несколько онлайн-уроков — это серии уроков «Вода России» (Водный след, Чистые реки, Лаборатория чистой воды), урок «Лесомания». Учителя найдут инструкцию по проведению интерактивных онлайн-тестов для школьников средних классов и по проведению практического квеста в старших классах, доступные для выполнения даже в условиях карантина.

 

 

Экоцентр «Заповедники»

Об организации

 

Экоцентр «Заповедники» — объединение профессионалов заповедного дела и их единомышленников в целях организации общественной поддержки особо охраняемых природных территорий России. Основные направления деятельности: развитие общественного движения в поддержку заповедных территорий, обучение профессионалов заповедного дела, заповедный туризм, экологические тропы и визит-центры, организация индивидуального волонтерства, корпоративное волонтерство.

Прежде всего, мы обучаем людей, которые занимаются экологическим просвещением — проводим так называемые тренинги для тренеров в области экопросвещения. Мы начали заниматься этим с 1996 года. Такая работа была просто необходима: в 1995 году вышел федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, в котором экологическое просвещение было (впервые на законодательном уровне) указано как задача ООПТ. Однако не существовало ни методик, ни специалистов, ни определенных практик для развития этого направления. Наша организация была создана как раз для того, чтобы развивать это направление на особо охраняемых природных территориях.

Наталья Данилина, руководитель экоцентра

Вскоре после начала работы с федеральными ООПТ, мы в том числе начали работать и с московскими парками и лесами. В то время сети особо охраняемых территорий Москвы еще не было, но существовали структуры, которые занимались сохранением зеленых насаждений в городе — с ними мы и сотрудничали. После учреждения особо охраняемых природных территорий Москвы мы начали работать уже с их специалистами: обучали их, проводили совместные массовые мероприятия — например, фестивали «Парки Москвы собирают друзей», в рамках которых сотни московских школьников участвовали в эколого-просветительских программах.

Одним из важных для нас направлений была работа с парком «Зарядье», когда он только начал делать первые шаги. Для павильона парка «Заповедное посольство» мы разрабатывали уроки и эколого-просветительские программы, которые знакомили всех посетителей парка и в особенности московских школьников с системой ООПТ России.

 

Совместно со специалистами ООПТ Москвы мы занялись созданием клубов Движения друзей заповедных островов — эта программа существует и сегодня, и при многих парках Москвы работают наши клубы для школьников, которые вместе с парками изучают московскую природу и помогают ее сохранять. Мы очень любим эту программу, она объединяет и детей, и взрослых, сочетает в себе и практическую составляющую — помощь в сохранении природы — и романтику, дух приключения, поскольку вклад, который может сделать каждый из участников, реален. Мы очень рады, что в рамках этой программы сотрудничаем с Российским движением школьников — это партнерство очень важно, чтобы Движение друзей заповедных островов становилось масштабнее.

Кроме этого, мы занимаемся разработкой новых форм экологического просвещения, в том числе с использованием интернет-технологий. В рамках Движения друзей заповедных островов нами был разработан Московский заповедный урок, который размещен на сайте проекта «Всероссийский заповедный урок». Этот урок пользовался большим спросом, его использовали московские учителя для проведения «заповедного урока» в своих школах, а также специалисты в области экологического просвещения на своих особо охраняемых территориях.

Сегодня мы стараемся находить все больше новых способов взаимодействия с людьми через онлайн, в том числе и сейчас, когда все изолированы. В данный момент мы работаем над тем, чтобы «Всероссийский заповедный урок» стал еще более привлекательным для нашей аудитории: в частности, ищем возможности для интерактивного участия и взаимодействия школьников в рамках этого проекта.


Экологический центр «Экосистема»

Об организации

 

Общественная некоммерческая просветительская организация «Экосистема» объединяет группу педагогов, занимающихся проблемами экологического образования детей в природе, а также исследовательской и проектной деятельностью в области полевой биологии, географии и экологии.

Всю сознательную жизнь, то есть с 1976 года, я занимаюсь «экологическим образованием школьников в природе». Каждое из этих слов имеет ключевое значение. Экологическое — правильнее, чем биологическое или географическое. Хотя на первый взгляд изучение растений, птиц или почв — это биология и география, на самом деле — это природоведение, изучение природы в комплексе, то есть экология. Мы стараемся учить детей таким образом, чтобы у них что-то осталось в голове — не просто даем рассказ о растениях, который сразу же забывается (как на простых экскурсиях), а еще и проводим анализ полученных знаний — зачет, оценка, реферат… Это наш принцип!

Хотя все желающие могут использовать наш опыт — и любители природы, и родители, и студенты, и преподаватели вузов, и воспитатели в детсадах — основной наш «контингент» именно школьники. Мы не учим детей в классах и по учебникам: только в лесу, на лугу, на реке и на болоте — в естественной среде обитания. Только там можно увидеть реальную природу, ведь никакой учебник, картинка, фотография и даже фильм ВВС этого не заменит.

Александр Боголюбов, кандидат биологических наук, профессор, основатель экоцентра

Я сам — бывший юннат, в 1975 году пришел в биологический кружок Дарвиновского музея (так называемый ВООП). Он существует до сих пор. В студенческие годы был соруководителем кружка, потом работал с юннатами, потом — в системе дополнительного эколого-биологического образования. Последние 25 лет организую работу нашего просветительского центра.

У нас два основных направления работы, оба из которых зарекомендовали себя:

  1. Создание методических материалов по нашей теме. За многие годы написано и издано более 180 наименований ресурсных материалов — это методические пособия, учебные фильмы, печатные и компьютерные определители растений и животных, приложения для смартфонов и планшетов.
  2. Непосредственная работа со школьниками и педагогами. По этому направлению мы проводим полевые семинары (для учителей) и полевые практикумы (для школьников). Обучаем и тех, и других тому, как устроена природа и как это показывать детям, как самостоятельно исследовать природу, делать исследовательские проекты для школы.

Сейчас активно развиваем приложение ЭкоГид — полевой определитель объектов природы, основанный не на «искусственном», а на естественном интеллекте. С его помощью, предварительно подучив «матчасть» (морфологию растений, грибов, внешние признаки бабочек, рыб, лягушек, птиц и прочих животных), прямо в природе можно определять названия неизвестных объектов и получать о них всю необходимую информацию.


Эколого-просветительский проект #МосЭко

Об организации

 

Проект создан в 2013 году и является личной общественной инициативой фото-художника Ани Нафиевой и аспиранта Антонова Михаила. Основная деятельность проекта: улучшение городской и природной среды, создание информационных продуктов, направленных на популяризацию экологичного образа жизни и защиту экологических прав граждан.

#МосЭко существует с 2013 года. Я и мой молодой человек Антонов Михаил много занимались эковолонтерством с разными организациями, с 2011 года вели экологичный образ жизни, а в 2013 году решили попробовать делать свои мероприятия и проекты. Слоган #МосЭко: «Креативные решения экологических проблем», и экопросвещение широкой аудитории является одним из наших главных направлений, ведь решать экологические проблемы нужно сообща, а для этого нужно распространять знания и навыки среди сограждан и вовлекать их в созидательные активности.

Анна Нафиева, координатор проекта #МосЭко, сооснователь экоцентра «Сборка»

Мы любим экспериментировать и создавать новое, поэтому за 7 лет успели попробовать много форматов. Один из важных проектов, который мы начали в 2015 году, и он не теряет актуальности по сей день — «ЭкоГрафика». Мы разбираем различные непростые экологические темы в виде инфографики. Раньше по многим вопросам не было простых и доступных материалов, а только книги, учебники, научные статьи. Инфографика помогает просвещать сразу по нескольким направлениям:

 

  • яркая картинка привлекает внимание, цепляет взгляд,
  • визуализация помогает разобраться в вопросе,
  • образы помогают запомнить,
  • одну единицу контента легче распространять.

 

Мы стараемся делать наши инфографики универсальными, чтобы их можно было и использовать в постах и комментариях в социальных сетях, печатать как листовки или баннеры, использовать в статьях и книгах, применять на лекциях — что и делают сотни организаций и активистов по всей стране. Наши материалы доступны для экопросветителей, подборку из более 50 инфографик можно получить, запросив их у нас по электронной почте.

На протяжении всего нашего проекта мы много работаем с медиа — это и наши собственные паблики в соцсетях, где мы всегда делаем упор на полезный, вовлекающий контент, который не хочется пролистывать, и партнерство со многими СМИ, медийными площадками и организациями. Отклик находят форматы флешмобов, челленджей, стримов, дайджестов и «разборов», ну и конечно же мемы про экологию. Например, сейчас у нас идет онлайн-конкурс «Живу экологично». Мы даем полезные знания о разных экопривычках, приглашаем пользователей поделиться своими экопривычками в сториз и раз в неделю разыгрываем среди участников призы от партнеров. В соцсетях и интернете люди проводят много времени, и хочется, чтобы там как можно больше говорили о важных вещах, в частности экологии. Мы обучаем этому и других — проводим воркшопы по информационному освещению экологической повестки.

 

вКонтакте, instagram, twitter, facebook

После «Года экологии», когда об экологии, наконец, начали и продолжают говорить намного чаще, мы видим запрос на более системное и углубленное экопросвещение. В связи с этим мы много делаем по направлению так называемого непрерывного экопросвещения, то есть работаем и со взрослыми, и с молодежью, и с детьми. У нас есть отдельные форматы для экопросвещения пожилых людей — в рамках направления #ЭкоВозраст мы адаптировали наши материалы и выпустили мотивирующее пособие для пенсионеров.

В экологическом просвещении всех возрастов особенно помогает наш экоквест «Живем экологично». Это набор из игровых заданий, которые мы проводим на разных фестивалях, в парках, вузах и офисах — формат очень легко встраивается почти в любое мероприятие или площадку. Задания несложные, интерактивные, поэтому люди с удовольствием участвуют и учатся. За прошлый год мы провели более 40 квестов (в среднем, по одному каждые 8 дней), участниками стали более 4000 человек. Как результат, многие москвичи уже имеют некие обрывочные знания о, например, проблеме мусора. Мы помогаем людям сформировать более системную картину, а главное, даем конкретные знания, как разделять отходы в Москве, как стать эковолонтером, как вести экологичный образ жизни и многое другое.

 

Чтобы просвещать еще больше людей и делать это системно, в декабре 2019 года мы открыли Экоцентр «Сборка» в 7 минутах от метро «Сокол». Он включается в себя:

  • пункт приема вторсырья (более 40 фракций);
  • зону шеринга, то есть обмена вещами;
  • магазин товаров без упаковки;
  • зал для мероприятий, где мы и наши партнеры проводим на регулярной основе экопросветительские лекции, мастер-классы, фестивали, свопы и многое другое.

Наконец, наша главная гордость — музей, посвященный переработке отходов и экологичному образу жизни. Он готовится к открытию после окончания мер по борьбе с пандемией, и в нем можно будет проследить путь от сдаваемого вторсырья (например, пластиковой бутылки или газеты) до нового продукта и увидеть пример экологичной квартиры. Посетители смогут знакомиться с экспозицией сами с помощью аудиогида или посетить экскурсию. Постоянная экспозиция экоцентра и мероприятия рассчитаны на все возрасты и, самое главное, на все уровни «погруженности» в вопросы раздельного сбора и экологии — у нас найдут полезное для себя и скептики, и те, кто уже начал сортировать отходы, и даже эксперты.

 

 

Движение «РазДельный Сбор»

Об организации

 

Некоммерческая негосударственная Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» появилась в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 года. Сегодня штабы движения работают от Сочи до Владивостока. Московское отделение открылось в 2014 году. Деятельность движения стимулирует появление и развитие новой системы обращения с отходами в России, основанной на принципах 3R (reduce, reuse, recycle — уменьшай, используй повторно, перерабатывай), и формирует осознанное, рациональное отношение людей к природным ресурсам.

Один из главных проектов движения в Москве — экоцентр «Собиратор», который связывает людей, заготовителей, переработчиков и благотворительные организации. В экоцентре принимают более 70 категорий вторичного сырья на переработку, включая ручки, зубные щетки, кассеты, старые телефоны и рентгеновские снимки.

 

Помимо этого, активисты и волонтеры проекта занимаются просвещением жителей на тему раздельного сбора отходов. В аккаунтах «Собиратора» можно узнать, зачем сдавать вторсырье, как начать разделять отходы, работают ли синие контейнеры для вторсырья во дворах и что в них можно сдавать, а также: куда сдать лекарственные препараты, разбитые градусники и вещи.

Эксперты проекта «Собиратор» организуют систему раздельного сбора в офисах (QIWI, LEGO, WELEDA), проводят экологические активности в компаниях и экологизируют крупные фестивали, такие как Delivery Fest, «Ламбада-маркет», Ecoweekend.

В рамках проекта «Неженское дело» мы рассказывали о «Собираторе»

 

Центр экономии ресурсов

Об организации

 

Центр экономии ресурсов был основан в 2012 году как площадка экологического просвещения. Цель проекта — вызвать интерес к природе, передать полезные знания и навыки, научить жить в меняющемся мире.

По нашему глубокому убеждению, россияне (и москвичи в частности) не принимают достаточно активное участие в решении экологических вопросов лишь потому, что просто не знают об их существовании. Например, люди не отдают себе отчета в том, что пополняя свежими отходами подмосковные полигоны, лишь ухудшают состояние окружающей среды. Чтобы избежать этого необходимо начать разделять отходы и передавать их на переработку, отказываться от одноразовых вещей, контролировать свое потребление товаров и услуг. Задача Центра в том, чтобы рассказывать и давать возможность действовать, раскрывать факты и показывать пути решения проблем.

Алина Кольовска, создательница и руководитель Центра

Сегодня мы проводим авторские экологические занятия для взрослых и детей в любых регионах России. В их разработке и проведении мы сочетаем профессиональные знания по биологии и экологии с неформальными методами преподавания, деятельностным, игровым подходом. Также мы разрабатываем настольные и подвижные игры, квесты, информационные буклеты, плакаты, марафоны, онлайн-уроки по заказу других организаций.

 

Один из актуальных проектов, которым мы гордимся — это серия игровых занятий «Вторая жизнь пластика», которую мы разработали вместе с компанией «СИБУР Холдинг» с целью формирования в России экологической культуры и развития отрасли переработки отходов. На сайте проекта можно бесплатно скачать материалы для проведения экозанятий — в формате квеста, интеллектуальной игры, экомарафона или дискуссии. Недавно мы также приняли решение адаптировать проект под условия самоизоляции, чтобы занятия можно было проводить дома или онлайн. Все, кто проведут хотя бы один урок, получат сертификат.

Также мы регулярно проводим бесплатные игротеки по нашей настольной игре «Хранители земли». Игрокам очень нравится ее кооперативная механика и увлекательный геймплей. Мы будем рады видеть желающих на наших игротеках после карантина. За новостями можно следить в наших соц. сетях.

 

вКонтакте, instagram, facebook

 

 

Культурно-образовательное пространство «Букводом»

Об организации

 

«Букводом» — общественное пространство в парке Сокольники с библиотекой, коворкингом, веганским кафе, zero waste и книжным магазином. Для проекта важно экологическое направление — там проходят встречи с экспертами, действует программа «зеленого» образования в виде специального курса для людей всех возрастов. Каждые последние или предпоследние выходные месяца устраивается «зеленый» выходной — микрофестиваль, посвященный устойчивому развитию, где собираются спикеры по теме здорового питания, спорта, экологии.

Экологическим образованием мы занимаемся около 5 лет, для этого в «Букводоме» выделено отдельно направление — «Устойчивое развитие». В рамках него мы реализуем формат «зеленый» выходной: раз в месяц в выходные на нашей площадке проводим лекции и другие события, на которых люди могут узнать, как сортировать отходы, перейти на zero waste; разбираем, как промышленное животноводство влияет на экологию, как экологические проблемы влияют на здоровье человека и так далее. Мы затрагиваем не только популярные темы, но и нишевые: например, устойчивое развитие в кинопроизводстве, говорим о «зеленом» бизнесе. Спикеров, в основном, мы подбираем сами — за годы у нас сформировался довольно большой пул, в котором есть постоянные резиденты.

Наташа Шойхет, основатель «Букводома»

Несколько раз мы проводили онлайн-программы. Самой популярной оказалась та, что была посвящена zero waste. Также раз в год мы делаем экофестиваль «Экология.Просто», каждый раз выбирая определенную тему, на которой строилась программа фестиваля. Помимо этого, в нашей библиотеке представлена подборка книг по теме устойчивого развития и зож. Эта подборка постоянно пополняется новыми и актуальными изданиями.

В рамках проекта «Неженское дело» мы рассказывали о «Букводоме»


Проект «Теперь так»

Об организации

 

Е-mail курс для тех, кто задумывается о последствиях своего потребления, но не знает с чего начать.

Курс бережного потребления «Теперь так» создан для того, чтобы облегчить горожанам переход к осознанному потреблению. Курс вобрал в себя опыт людей, уже ступивших на путь бережного потребления. Обучение сфокусировано на практике — минимум просвещения, максимум конкретики: каждый урок включает рекомендации к действию и практическое задание. Тот теоретический минимум, который содержит курс, скорее мотивирует, чем носит познавательный или, тем более, назидательный характер.

Курс состоит из 6 тематических модулей, охватывающих основные моменты жизни любого горожанина: мусор, дом, гардероб, путешествия и транспорт, вечеринки и подарки, работа. Так как трансформация привычек не происходит за одну ночь, курс рассчитан на плавное погружение — одно письмо-урок в неделю. Подписаться на курс можно в любое время совершенно бесплатно.

 


Проект «Планета 3»

Об организации

 

Группа энтузиастов из Подмосковья, внедряющих практику раздельного сбора отходов и культуру разумного потребления. Деятельность проекта направлена на сбор и обработку вторсырья, передачу его компаниям-переработчикам, а также организацию эколого-просветительских мероприятий.

Все, что нас окружает, рано или поздно превращается в мусор. Кучи мусора на диких пляжах, на берегах водоемов и в лесах видно из космоса. Если ничего не предпринимать, то через некоторое время вся планета утонет в отходах человечества.

При этом большую часть того, что мы выбрасываем, можно использовать вторично, экономя ресурсы, деньги и даже зарабатывая на этом. Именно поэтому я решил попробовать заняться сбором вторсырья. Дело было новое и до всего приходилось доходить опытным путем, набивая шишки и затрачивая бесценное время и деньги. Однако очень много людей помогали этому делу, постепенно присоединялись единомышленники.

Андрей Кабанов, основатель проекта

Со временем мы сделали вывод: для улучшения качества собираемого вторсырья необходимо вести разьяснительную работу с людьми. Дело в том, что переработчики не принимают вторсырье в том виде, в котором мы его собираем. Поэтому его приходится подготавливать к сдаче. Пластик и картон должны быть спрессованы в кипы, без посторонних примесей, а стекло отсортировано по цветам, побито и уложено в контейнеры.

Все знают, что проблема экологии существует, но мало кто что-нибудь для этого не делает. Одни не знают, другие не хотят. Тем, кто не знает, мы не только рассказываем о путях решения проблемы, но и даем возможность самим принять участие в деле сохранения природы: уже просто сортируя свой мусор, вы тем самым уменьшаете негативное воздействие на среду обитания. Ну а те, кто не хотят ничего делать, тоже начинают задумываться.

Мы проводили акции вместе с движением «РазДельный сбор», устраивали собственные просветительские мероприятия по сбору вторсырья. Одну из таких акций мы провели в Истре в День защиты детей. Особой популярностью пользовался мастер-класс «Построй дом», где из картонных коробок и цветной бумаги можно было своими руками сделать маленький домик. Дети сами клеили обои, изготавливали мебель, а родители с радостью им в этом помогали.

Сейчас мы завершаем благотворительную акцию по сбору крышек в образовательных учреждениях, которую проводим с волонтерами из Молодежного парламента городского округа Истра и в рамках которой собрали около трех тонн крышек. Она преследует цель не только собрать вторсырье, но и рассказать на встречах с детьми и учителями о проблемах экологии и путях их решения. Все вырученные от переработки средства мы планируем направить на благотворительную материальную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Истре.

 

 

АНО «Экология будущего»

Об организации

 

Некоммерческий проект, занимающийся повышением экокультуры, внедрением РСО в школах и офисах Зеленограда.

Мы начинали в 2016 году командой из трех человек с экологического просвещения школьников начальных классов. Дальше развивали проект через экологические акции в районах города, продолжали просвещение в игровой форме для жителей Зеленограда. В 2017-м впервые провели квест «Чистые Игры» с уборкой территории и с тех пор сделали эту традицию ежегодной.

Конкордия Дружинина, руководитель проекта

Нам посчастливилось с первого раза войти в число победителей Фонда президентских грантов. В рамках проекта «Экологический центр Эко-Зеленоград» мы планируем оказывать консультации жителям, бизнесу из сферы услуг (как в офлайне, так и в онлайне). В наших планах также масштабировать деятельность, создать систему «замкнутого цикла» просвещения через волонтерские кружки и организовать дополнительный пункт приема неопасного вторсырья для отправки на переработку.

 


Fridays for Future Moscow

Об организации

 

Московское сообщество международного молодежного движения школьников, студентов и взрослых Fridays for Future («Пятницы ради будущего»). Каждую пятницу участники движения выходят на мирные акции с призывом к политикам и общественности перестать игнорировать климатический кризис.

Мы, активисты и активистки Fridays For Future Moscow, начали заниматься экопросвещением, примерно с ноября прошлого года: устраивали лекции, кинопоказы, участвовали в митапах и фестивалях. На фестивале GlobalFest.2020 мы организовали арт-мастерскую по созданию плакатов, привлекали внимание к проблеме изменения климата и рассказывали о нашем движении. Успели один раз провести веганский ужин, в рамках которого знакомились с новыми ребятами в пространстве веганского заведения и рассказывали о движении, делились опытом веганского образа жизни. Этот формат мы позаимствовали у активистов FFF из Калининграда. Продуктивно прошел митап с экоклубом MGIMO Goes Green: мы обсудили эффективность работы низовых движений и такого явления как климатические переговоры.

Любовь Самылова, активистка движения Fridays for Future

В будущем нам бы хотелось больше кооперироваться с независимыми низовыми инициативами и проектами для взаимной поддержки. К сожалению, содействия от органов государственной власти у нас нет даже на уровне согласования массовых пикетов, что уж говорить относительно организации мероприятий в области экопросвещения.


«Зеленая Вышка»

Об организации

 

Сообщество студентов НИУ «ВШЭ», которые вместе с администрацией делают университет «зеленым».

Наша основная деятельность — это ведение группы во «ВКонтакте» с полезными статьями и подборками. Также мы организуем до 30 экологических мероприятий в год: выезды на мусороперерабатывающие предприятия, обмены одеждой, мастер-классы, дискуссии, кинопоказы, и многое другое. С момента основания в 2013 году в нашем плане всегда присутствуют и лекции, но с годами они стали более интерактивными. Сейчас сложно заинтересовать людей просто докладом, поэтому мы стараемся приглашать действительно интересных спикеров, добавлять разнообразные секции, сотрудничать с художниками, VR-проектами, веганскими кафе.

Мария Шурупова, руководитель студенческой организации

Нашей аудитории наиболее близка тема устойчивой моды и экологичного лайфстайла: очень популярны свопы (обмены вещами), мастер-классы по вязанию фруктовок и росписи шопперов. Уже несколько лет мы успешно сотрудничаем с Charity Shop: сначала собираем одежду на благотворительность и переработку в корпусах, а потом устраиваем дресс-кроссинги. Конечно, сейчас основной фокус сместился на онлайн-форматы, и наша ближайшая цель — их освоить. Уже 20 апреля пройдет наш первый онлайн-форум «ECO номика», где представители «зеленых» бизнесов и объединений обсудят устойчивость, трудоустройство в экологической сфере и другие пересечения экономики и экологии.

 


ЭкоГильдия МГУ

Об организации

 

Экологическое движение студентов всех факультетов МГУ.

Мы занимаемся многогранным экологическим просвещением молодежи, активно развиваем свой проект: не только публикуем ежедневные посты во «ВКонтакте», Instagram и Telegram, но и организуем интересные очные мероприятия, мастер-классы, лекции, круглые столы и т.д. Более того, студенты знают, что именно реальные дела более всего вдохновляют на ведение экологичного образ жизни, потому они активно ведут работу в самом вузе, помогают университету стать на путь устойчивого развития: внедряют инфраструктуру раздельного сбора отходов, проводят ежемесячные просветительские акции «Ломоносов разделяет», экологизируют столовые и кафетерии, реализуют принципы zero waste, приближают становление циклической экономики.

Павел Корнеев, сооснователь движения

Движение ЭкоГильдии активно развивается: за год существования организации количество подписчиков в соцсетях значительно увеличилось: 900 в Instagram и  1900 в ВК. Но нет предела совершенству. Ребята начинают все новые и новые проекты: запись подкастов с публикацией их на всевозможных платформах, съемка репортажей и интервью (запуск в YouTube), ведение аккаунта в TikTok, организация еще большего количество очных мероприятий не только для целевой аудитории студентов МГУ, но и для простых москвичей: в наших планах проведение цикла лекций в ЮЗАО и СЗАО о возможностях ведения экологичного образа жизни, о том, как правильно пользоваться синими контейнерами для раздельного сбора, о разоблачении мифов — например, «Действительно ли существует переработка?». В перспективе — создание сети подомных экологичных сообществ с выявлением лидеров в каждом районе и дворе.

 

Конечно же, для такого мощного развития нужна и финансовая поддержка: с апреля 2020 года активисты начали подаваться на различные грантовые конкурсы: от Росмолодежи, общественного центра «Благосфера» и других. С другой стороны, экологическое движение получило поддержку официальных студенческих организаций: ЭкоГильдия была интегрирована в Студенческий Совет МГУ, в специально выделенный Экологический комитет. Более того, разработанный студентами проект раздельного сбора отходов в МГУ поддержал ректорат, выделив на закупку уличных контейнеров раздельного сбора порядка 5 млн рублей.


ECO SECHA

Об организации

 

Зеленое движение студентов Первого МГМУ им. Сеченова.

Каждый месяц мы проводим различные мероприятия. Периодически приглашаем спикеров для лекций, но, как правило, это не пользуется большой популярностью (их всем достаточно и по темам учебы). Недавно опробовали формат вебинара. Популярностью пользуются мастер-классы, особенно когда мы делаем свою косметику. Другой отличный формат — своп, когда люди обмениваются одеждой, книгами и другими вещами. Особенно здорово проводить его в выходной день, когда никто никуда не торопится и можно подольше пообщаться за чаем с вкусняшками. Мастер-класс на свопе — лучшее сочетание!

Мы не отстаем и в сфере информирования нашей аудитории. Наши Instagram и ВК полны постов на тему эко-привычек, доказательной эффективности продуктов питания, информации о вымирающих животных и многого другого. А в сторис Instagram мы проводим марафоны, делимся полезными рецептами, вдохновляющими цитатами и кусочками своей жизни.

Полина Мухортова, руководитель движения

В дальнейшем мы планируем расширять свою аудиторию и звать на мероприятия не только студентов нашего университета. Также есть много идей по улучшению проекта и популяризации экологичного образа жизни как в стенах нашего вуза, так и за его пределами. В данный момент мы работаем над новым интересным для нас форматом — выпускаем свой первый подкаст.