От карантина до мемов Ай Вэйвэя: как коронавирус повлиял на мир искусства

От карантина до мемов Ай Вэйвэя: как коронавирус повлиял на мир искусства

Сергей Багулин   17 марта 2020
5 мин
От карантина до мемов Ай Вэйвэя: как коронавирус повлиял на мир искусства

Вот уже несколько месяцев коронавирус сотрясает мир. В том числе и искусства — во многих странах массово закрываются музеи и переносятся арт-ярмарки, а художники ищут альтернативные пути заработать. Time Out рассказывает о последствиях пандемии в мире искусства — ожидаемых и не очень. 

Коронавирус и музеи мира 

Китайские музеи стали закрываться еще в январе, и вскоре волна закрытий дошла до Запада. В конце февраля прекратили работу итальянские музеи в Венеции, Милане и Турине, а с 9 марта правительство страны закрыло вообще все культурные площадки. 11 марта о закрытии музеев объявила Испания. Среди прочих, закрылись Музей Прадо и Музей Королевы Софии в Мадриде, были приостановлены все работы по возведению собора Саграда Фамилия в Барселоне. 13 марта приостановили работу крупные музеи США: МоМА, Музей Уитни, Музей Гуггенхайма и Метрополитан-музей (вскоре было решено отложить на неопределенное время и проходящий в последнем бал Met Gala). Среди других стран, ограничивших работу музеев — Австрия, Дания, Германия, Нидерланды, Норвегия и Финляндия.  

Забавную непоследовательность в борьбе с коронавирусом продемонстрировал парижский Лувр. В начале марта музей закрылся в результате голосования сотрудников, а через два дня передумал и снова открылся — только для заранее купивших билеты посетителей и лиц, имеющих право на бесплатный вход. Однако 14 марта в связи с правительственным запретом на проведение мероприятий численностью свыше ста человек Лувр вновь закрыли — вместе с Музеем Орсэ, Центром Помпиду и Эйфелевой башней.  

Коронавирус и московские музеи  

Примеру иностранных коллег последовала и одна из ключевых площадок Москвы: «Гараж» приостановил работу самого музея, образовательного центра, библиотеки и архива. Третьяковская галерея продолжает работать в штатном режиме, но с повышенной бдительностью: всем контактирующим с посетителями сотрудникам раздали маски, перчатки и антисептики. Также музей отменил все крупные мероприятия и сборные экскурсии.  

16 марта музеи получили новый пакет ограничительных предписаний. Мэр Москвы Сергей Собянин запретил учреждениям культуры проводить в своих стенах мероприятия, численность участников которых превышает 50 человек. А Министерство культуры в тот же день запретило иностранцам посещать российские музеи. 

Коронавирус и главная арт-ярмарка мира 

Арт Базель, главная арт-ярмарка мира, объявил об отмене своей гонконгской версии еще 6 февраля. В качестве последствий распространения коронавируса организаторы упомянули проблемы с транспортировкой и монтажом работ, ограничение на международные перелеты и повышенную опасность для здоровья участников и посетителей ярмарки. Однако вскоре нашлось компромиссное решение — участникам предложили представить произведения искусство в режиме онлайн на бесплатной основе. Эта инициатива собрала 231 галерею, а общую стоимость работ оценивают в 250 миллионов долларов. Основной Арт Базель в Швейцарии, запланированный на конец июня, пока не перенесли — в отличие от других крупнейших ярмарок вроде Арт Дубаи и Арт Кельн. 

Инфицированные сотрудники 

Изменения в рабочем графике — не единственное, с чем столкнулись работники культуры по всему миру. 12 марта нью-йоркский Метрополитен-музей стал первым крупным музеем США, объявившим о закрытии — в связи с проявлением симптомов коронавируса у двух сотрудников. В тот же день стало известно, что вирус настиг и одного из сотрудников лондонской Тейт Модерн. В отличие от американцев, британцы решили не закрываться, заверив общественность в том, что зараженный не имел контактов с посетителями, общавшиеся с ним сослуживцы прошли тесты, а все помещения были тщательным образом дезинфицированы. Самым высокопоставленным зараженным от мира культуры стал Франк Риестер — министр культуры Франции. Политик находится на домашнем карантине и, по заверением на странице в фейсбуке, чувствует себя хорошо.

Художники собирают средства 

Отмена выставок и ярмарок и ограниченная возможность путешествовать логичным образом сказывается и на доходах художников — им приходится искать новые способы компенсировать урон. В США финансово незащищенные художники стали прибегать к сбору средств онлайн. Например, Шон Эскарсига и Надья Тукульскер за несколько дней собрали около 26000 долларов для нью-йоркского сообщества арт-фрилансеров. А их коллеги из Сиэтла — 145000 долларов из запланированных 300000. В обоих случаях организаторы фандрайзинга предлагают оставить заявку на получение материальной помощи. Также американское арт-сообщество запустило страницу, на которой опубликованы около двух десятков «срочных» стипендий и грантов.  

Черный юмор Ай Вэйвэя   

Ай Вэйвэй

Коронавирус дал о себе знать не только чередой печальных событий, но и любопытным скандалом с участием одного из главных художников мира — Ай Вэйвэя. Объявленный Италией национальный карантин сорвал один из последних его проектов — постановку оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. После чего Вэйвэй опубликовал в своем инстаграм-аккаунте мемоподобный пост, гласящий: «Коронавирус — как паста. Изобрели его китайцы, но сделают популярным итальянцы».  

Черный юмор художника вызвал волну негодования. Известный итальянский художник Франческо Веццоли посетовал: «Италия всегда приветствовала его с распростертыми объятиями, и он решает отблагодарить ее за это такими словами? По-моему, он неблагодарный, невоспитанный, бесчувственный человек». А в комментариях к посту Вэйвэю советуют не шутить за счет жертв вируса, напоминают, что именно в его возрасте — 62 года — вероятен летальный исход, и грозят отписаться.