«Оазис в центре Москвы»: где в столице можно послушать живую классическую музыку за бокалом французского вина?

«Оазис в центре Москвы»: где в столице можно послушать живую классическую музыку за бокалом французского вина?

  24 ноября 2019
7 мин
«Оазис в центре Москвы»: где в столице можно послушать живую классическую музыку за бокалом французского вина?

Билеты на концерты молодого московского проекта SoundOut буквально разлетаются. И хоть количество гостей ограничено камерной площадкой, на музыкальных вечерах SoundOut зрителей всегда гораздо больше, чем кресел в зале: гости, пришедшие в последний момент готовы стоять, чтобы услышать их выступление. Time Out побеседовал с автором и создателем проекта пианисткой Еленой Мойсеенко накануне премьеры концерта «Dream Team Sextet» и расспросил, с чего начинался ее творческий путь, а также, какие программы ждут зрителей в 2020 году.

Лена, расскажи, когда ты поняла, что музыка — твое призвание?

Осознание того, что я буду музыкантом и никем другим, пришло довольно рано. Я с рождения жила в музыкальной среде. Мои родители замечательные музыканты — мама — скрипачка и известный педагог в Украине, а папа директор Детской школы искусств и дирижер. Они сразу увидели во мне способности и стали всячески меня развивать. Осознанный путь начался, наверное, когда я поступила в Специальную музыкальную школу им. профессора Столярского в Одессе и попала к потрясающему педагогу — Любарскому Феликсу Исаевичу. Именно он вселил в меня уверенность в том, что я на правильном пути, он мой «музыкальный папа».

С супругом Антоном Мойсеенко. Фото: Алексей Орлов

Почему фортепиано? Сразу поняла, что это твой инструмент?

Первым моим инструментом стала скрипка. В год мне подарили самую маленькую скрипочку и мама начала со мной заниматься. Когда мне было 6 лет, вмешался папа — он принял решение отдать меня на фортепиано. Кстати, скрипку я не оставляла до 16 лет, ходила на оркестр в школе, выступала… Однако, позже пришлось все-таки выбирать, и мой выбор пал в сторону короля инструментов — рояля.

Фото из личного архива

 А свое первое выступление помнишь?

Конечно. Оно было в 5 лет. Я исполняла Концерт для скрипки Оскара Ридинга на новогоднем концерте в Детской школе искусств. Мне нравилось выступать в целом, нравилось получать подарки и аплодисменты. 

Карнеги-холл, Сметана-холл, Альберт-холл…. никогда не хотелось работать над сольной карьерой?

В школе я еще думала о сольной карьере, но в консерватории уже решила для себя, что камерная музыка мне больше по душе. Хотя сольно я выступала в известных залах и с прославленными коллективами (В Париже — в зале Корто, в доме инвалидов во Франции, в Испании- с Королевским оркестром Галиции,), ездила на конкурсы, но все равно смотрела больше в сторону камерной музыки. Я и дальше хотела бы ездить и выступать по миру, но пока решила сосредоточиться на московской публике.

Если вернуться в прошлое и вспомнить тот день, когда тебе пришла мысль создать проект Sound Out, как родилась идея, какие цели ставила перед собой?

Идея создания проекта жила во мне давно, в какой-то момент я ее даже отложила. Но год назад я поняла, что ждать нельзя и нужно не бояться своих желаний. Мы с супругом (супруг Елены – кларнетист Антон Мойсеенко) играли в дуэте около 3-х лет, но мне этого было мало.

В каком смысле?

Я с детства люблю камерное музицирование, с большими составами, с разными инструментами. Игра в дуэте имеет определенные ограничения в репертуаре. Произведений для фортепиано и кларнета написано не так много, а шедевров камерной музыки великое множество.

Все композиторы обращались, и по сей день обращаются к этому жанру. Очень много удивительно красивых сочинений. Поэтому хочется сыграть как можно больше прекрасных произведений, познакомить публику с максимальным количеством «жемчужин». А такая задача дуэту не под силу. Так и родилась идея его расширить.

Sound Out в Музее Скрябина. Фото: Георгий Кочегаров

Т.е. цель Sound Out – познакомить публику с шедеврами камерной музыки?

И да, и нет. Одна из главных наших целей — показать людям, что классическая музыка — это нескучно, интересно, и это музыка вне времени. Поэтому мы решили чередовать музыку с рассказами, чтобы люди максимально погружались в эпоху создания произведения и понимали о чем эта музыка. SoundOut дословно переводится как «Звук наружу», «Звучать».

Мы звучим во всех смыслах. Во-первых, мы звучим как солисты камерного ансамбля, а во-вторых мы рассказываем зрителям о том, когда и при каких обстоятельствах создавалось исполняемое сочинение. Это очень интересные истории из жизни композиторов со своими страстями и любовными треугольниками. 

Расскажи, как готовитесь к концертам, где ищите материалы? Как подбирается видеоряд?

Готовимся всегда очень тщательно. Тексты составляем сами. Как только текст готов, начинаем отрабатывать сценическую речь. Я посещала даже ораторские курсы, так как это очень непростая задача — нужно увлечь слушателя, подать информацию интересно. Материалы мы ищем в интернете и в книгах (у нас уже довольно большая библиотека дома). Над видеорядом работает Антон (супруг), это тоже одна из изюминок нашего проекта. Антон обладает потрясающим вкусом и подбирает видеоматериал очень профессионально.

Я помню, на вашем концерте исполняемое произведение очень гармонично дополнили танцующие скелеты на экране. Зал был в восторге.

 Да, это один из зрительских любимых номеров — «Танец смерти» Сен-Санса, который мы с моей близкой подругой пианисткой Фатимой Дзусовой исполняем на фортепиано в четыре руки на вечере французской музыки. Антон нашел мультфильм Диснея 1930 года, мотивом которого и является пляска скелетов. Гости всегда очень живо реагируют и на наш дуэт, и на то, что происходит на экране. Каждый раз именно этот синтез музыки и видео находит невероятный отклик у зрителей.

В вашем репертуаре много французской музыки. С чем это связано?

Франция – это моя любовь. (смеется). Одна из наших первых программ называется «Франция, музыка и вино». Я очень люблю Францию и все, что с ней связано. Раньше я часто туда ездила, в Париже живет моя близкая подруга, один из моих любимых педагогов — Итамар Голан. В Париже я выиграла конкурс, после чего много раз приезжала во Францию с концертами.

Эта страна в моем сердце, я люблю их стиль жизни, обожаю круассаны и французский язык. С этого года я, наконец, начала его изучать – пошла на курсы в школу Excuse my French, что на Тверской. Это не просто школа, когда ты туда заходишь — перемещаешься во Францию. В гостиной камин, портреты Бриджит Бордо, книги на французском, большие окна – очень уютный интерьер! Два раза в неделю я оказываюсь в Париже.

 На концертах Вы предлагаете гостям вино. Что это? Маркетинговый ход или попытка воссоздания атмосферы камерных аристократических салонов?

Это не маркетинговый ход, однозначно. Скорее, это правильный формат восприятия музыки (смеется). На наш взгляд, очень здорово, когда ты приходишь на концерт классической музыки, а в перерыве тебе предлагают бокал вкусного вина и авторские закуски. Это все входит в стоимость билета и настраивает зрителя на нужный лад: он расслаблен и готов принимать искусство.

Ваша публика, кто она?

Наша публика очень разная! Это и жители Патриарших, так как именно там мы регулярно проводим наши концерты, это и люди, не имеющие отношения к музыке, и музыканты. Так, однажды, на премьерный концерт совершенно случайно, к нам пришла скрипачка, которая очень давно работала в оркестре, в котором работает сейчас мой муж (БСО им. Чайковского п/у Федосеева) и особенно было приятно слышать от нее высокую оценку того, что мы делаем. «У вас здесь оазис в центре Москвы!». Эта фраза запала нам прямо в сердце.

Премьеры в вашем репертуаре явление довольно частое. А чего ждать зрителям в 2020 году?

Планов, конечно, много, и премьеры будут. Это и новые сочинения музыкантов проекта: Антона Мойсеенко (кларнет) и Антона Булкина (виолончель), которые выступают не только как солисты, но и сами пишут музыку. Также мы планируем ввести в репертуар несколько новых программ с вокалом и духовыми инструментами. Первый такой концерт «Dream Team Sextet» пройдет в этом году 29 ноября в Музее Скрябина, где мы сыграем концерт французской музыки! Выступят одни из лучших солистов-духовиков.

14 февраля в День всех влюбленных на Патриарших мы готовим романтический музыкальный вечер, посвященный историям любви композиторов. Будут исполняться их лучшие произведения. Это, пожалуй, одна из самых ярких планируемых премьер. Так что берите с собой вторую половинку и приходите, скучно точно не будет.