Shortparis в «Юбилейном». Как это было
© Orest

Один из главных концертов этой недели — Shortparis в Adrenaline Stadium 21 ноября. Time Out рассказывает, как прошло выступление группы в петербургском СК «Юбилейный»

О группе Shortparis в этом году говорят много. Поводы самые разные, будь то клип «Страшно» или шоу на фестивале «Форма». В последнее время разговоров стало еще больше: вышли новый альбом «Так закалялась сталь» и видео на заглавную песню. Рецензии журналистов и слушателей смешанные, но неравнодушные. Артемий Троицкий даже назвал Shortparis «самой сильной русской рок-группой всех времен». То есть сильнее, чем, например, «Кино» конца 80-х и «Мумий Тролль» середины 1990-х.

В ноябре у Shortparis — два важнейших выступления на крупных площадках: в спорткомплексе «Юбилейный» в Петербурге и клубе Adrenaline Stadium в Москве.

За неделю до петербургского выступления я видел Shortparis в Утрехте на фестивале Le Guess Who?, а вообще регулярно посещаю их концерты с 2017-го. Это недолго — кто-то бывал на Shortparis еще в 2012-м в барах «Стирка 40º» и «Нико» — но все же достаточно, чтобы иметь возможность составить впечатление и сравнить.

Билеты продавалась на танцпол и трибуны со свободной рассадкой. Но разницы в цене не было, а на самой площадке никаких браслетов и печатей не ставилось. Внутренний социализм логично соотносился с эстетикой нового альбома.

Сцена располагались посередине зала. От ее центральной части разветвлялись две дорожки, напоминавшие подиумы. Микрофонов было столько, что желающие оказаться поближе к вокалисту Николаю Комягину не знали, куда именно бежать. Хотя билеты продавались на все трибуны, задействованы в итоге были только центральные.

Около часа по кругу звучала гулкая, тревожная электронная музыка. В половину девятого начался традиционный для группы предконцертный перформанс. В этот раз — тоже соответствующий тематике нового клипа и альбома. На подиумах выстроились люди в гимнастерках с надписью «in hostem omnia licita» («по отношению к врагу все дозволено»). В центр вышли два исполнителя и спиной друг к другу, лицом к зрителям с обеих сторон пели русские песни и романсы — на стихи Есенина, «Перезвоны» Валерия Гаврилина и другие.

К естественным аплодисментам публики скоро добавились оглушительные фонограммные. Исполнители бесконечно кланялись, солдаты на подиумах хлопали, но их не было слышно, как и постепенно начинавших недоумевать зрителей. Ход оказался удачным — когда исполнители запели еще одну песню, из зала почему-то послышались крики «Бууу!». Получился такой абсурдный социальный эксперимент, будто сцена из текста Владимира Сорокина.

Еще десять минут, крики «Коля, выйди!», и группа появляется на сцене, встречаемая фонариками от телефонов.

На одном подиуме перкуссионист Даниил Холодков застучал в барабан. На другом Комягин запел «Нелюбовь» — и неожиданно исполнил ее очень плохо. Худшим моментом был явный рассинхрон с музыкантами в первом припеве.

Дальше во время концерта музыканты будто не раз не слышали то ли самих себя, то ли друг друга. Чуть четче сыграли следующие «Что-то особое во мне» и «Так закалялась сталь», но такого кошмарного звука на Shortparis я не слышал ни разу. (Я стоял возле центра сцены — в соцсетях писали, что чуть вдали и на трибунах было получше.)

Обычно группа требовательно относится к настройке. Уровень концертов в России сильно вырос в последние годы, но на выступлениях Shortparis все равно всегда создавалось ощущение какого-то неместного в лучшем смысле подхода. В этот раз звучание, особенно плотное на последнем альбоме, будто распадалось на части, а Комягин пел как из жестяной банки. Либо один инструмент было слышно странно громче, а другие смешивались в кашу — так было с сильно отделившейся гитарой и бурчавшей электроникой во время «Стыда».

Может, в ошибках музыкантов было виновато и волнение — желание соответствовать большому залу. Манера Комягина растягивать гласные, петь не один в один с альбомными версиями, а так, будто ему тесно в рамках музыки, обычно только усиливает концертные выступления группы. Но в этот раз из-за нее чаще возникало ощущение неловкости, особенно во время «Amsterdam».

И вроде бы все на месте — красивые костюмы, эффектные движения, танцы Комягина и Холодкова на «Стыде» (хоть и не друг с другом, а на разных подиумах), перформеры на «Так закалялась сталь» и «Страшно» (выходят именно под строчку про майора). Но лучшим моментом концерта в итоге оказалось появление на трибунах сводного хора.

Во время исполнения самих песен, где его планировалось задействовать, «Ту-ту» и «Новокузнецк», из танцпола вокалистов опять же почти не было слышно. Сами они писали в соцсетях, что пришлось петь «вглухую». Но их отдельное исполнение партии из «Новокузнецка» стало редким моментом чистой музыкальной красоты, заставившим забыть обо всем остальном.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концерт, который отпечатался в ушах, глазах - да везде, куда добрался этот всепоглощающий грохот литавр, шорох красных знамён и обречённый комягинский вопль, перемежающийся с лучами прожекторов. Туту, Новокузнецк и Реквием - совместное звучание хора с группой, которое местами не было слышно, но да чёрт с этим... Это был чистый кайф! Москва - отличный способ сбалансировать все шероховатости и отыграться. Ещё зажжём! Спасибо всем хоровикам, к действу и звуку причастным. Восседать в вип-ложах с вами, а потом эпатировать публику своим появлением в прожигающем свете софитов было очень круто! Спасибо ребятам из Shortparis, которые решили, что им очень необходим хор, взяли да и позвали 80 человек петь программу с трибуны перед очумевшей толпой. Провокация удалась на славу🤪 Сейчас - коротко. Немного времени, и будет полноценный текст. Чесслово. Фото: Александра Ишевская #просто #такзакаляласьсталь #shortparis #mshмьюзик

Публикация от MSH (@neem.pokarabotau)

Тут можно сделать вывод, что Shortparis победили их же собственные средства. Исполнители перед концертом и нанятый хор оказались куда лучше самой группы. Но нет — Shortparis все еще самая грандиозная концертная группа России, выступающая в другой категории. Неделю назад в небольшом утрехтском клубе db’S ей было попросту тесно — на «Страшно» казалось, что зал взорвется от переполненной энергетики. Публика звала музыкантов на бис минут десять, пока на сцену не вышел организатор. 

На других же площадках Shortparis неоднократно доказывали, что они — группа направленного действия, в то же время заполняющая собой пространство, появляясь в разных частях зала.

Концерт же в «Юбилейном» стал самым неудачным выступлением Shortparis из тех, на которых я побывал. Этому могут быть виной технические проблемы, волнение или недостаточная подготовленность музыкантов. Или просто пока рано на стадионы.

Самое замечательное и одновременно пугающее в Shortparis — это их амбициозность. Если музыканты успеют сделать верные выводы и, как перфекционисты, что-то исправят, в Москве все может пройти гораздо успешнее. Но если они улетели в протестную мегаломанию и считают, что так и надо, то это довольно грустно.

Спецпроект

Загружается, подождите ...