Кто есть кто: 7 международных звезд на Московской биеннале современного искусства

Кто есть кто: 7 международных звезд на Московской биеннале современного искусства

Сергей Багулин   30 октября 2019
7 мин
Кто есть кто: 7 международных звезд на Московской биеннале современного искусства

31 октября стартует восьмая Московская международная биеннале современного искусства. В этом году в основной программе задействованы 33 художника. Россию представляют двенадцать, среди которых Александр Бродский, Андрей Кузькин, Алексей Лука, Валерий Кошляков и другие хорошо известные столичным любителям искусства имена. Международным московский смотр современного искусства делают художники из Австрии, Германии, Китая, Саудовской Аравии и других стран. Time Out выбрал 7 зарубежных участников биеннале, которых обязательно нужно знать. 

Герхард Рихтер, живой классик 

Страна: Германия 

Знаковые работы: серия «48 портретов», серия «Серое», абстрактные работы 1990-х 

Попытки измерить важность того или иного современного художника обычно сводятся к проверке по одним и тем же показателям: присутствие в музейных собраниях, рыночный успех, участие в престижных биеннале. Герхард Рихтер по всем статьям проходит в ряды признанных классиков. Его полотна есть в коллекциях нью-йоркского МоМА и лондонской Тейт, и продаются они на аукционах за астрономические суммы: самая дорогая ушла с молотка за 30 миллионов британских фунтов в 2015 году. А на Венецианской биеннале он представил Германию еще в 1972-м — причем впервые в истории одному художнику отдали целый павильон. 

Перечень техник и течений в творчестве Рихтера не менее разнообразен, чем вышеперечисленные заслуги. Начинал он с экспериментов с вывесками и объявлениями в духе поп-арта. Затем перешел к реалистической живописи на основе фотографии. А в 1973-м начал хрестоматийную серию «Серое» — монохромные серые полотна, напоминающие бетонную стену. С этих работ стартовал его интерес к абстрактной живописи. 

В последующие десятилетия фотография, фигуративное искусство и абстракция парадоксальным образом слились в одно целое. Например, в 2016-м в Еврейском музее показали его сравнительно новую (2014-го года) серию «Биркенау»: Рихтер создал ряд тревожных абстрактных полотен на основе документальных снимков из лагеря смерти. А затем сфотографировал картины — именно эти репродукции и предназначены для публики. Так художник размышляет о том, как с течением времени реальное событие теряет свои очертания и становится в некотором смысле абстрактным, зависимым от нашей интерпретации. 

Георг Базелиц, первопроходец нео-экспрессионизма  

Страна: Германия 

Знаковые работы: полотно «Большая ночь в бадье», скульптура «Модель для скульптуры» 

Георг Базелиц — одна из ключевых фигур европейского искусства второй половины ХХ века. В послевоенной Германии он возрождает традицию немецкого экспрессионизма, который при Гитлере был подвергнут остракизму, и становится таким образом одним из пионеров нео-экспрессионизма.  

Работы Базелица гротескны и провокационны — первая же персональная выставка художника в 1963 году вызвала скандал. Вернее, конкретное полотно «Большая ночь в бадье», изображающее размытую фигуру с огромным фаллосом в руке. Картину изъяли из экспозиции по обвинению в непристойности. Послевоенный чопорный немецкий менталитет является объектом для многих арт-провокаций Базелица. Например, на Венецианской биеннале 1980-го года он представил Германию монументальной деревянной «Моделью для скульптуры», вздымающей руку в нацистском приветствии.  

В наши дни Георг Базелиц — общепризнанный классик, работы которого побывали в Тейт, МоМА, Центре Помпиду, Музее Гуггенхайма и уходят с молотка за миллионы долларов. 

Мария Лассниг, основоположница «осознания тела» 

Страна: Австрия 

Знаковые работы: автопортреты 

Автопортрет в искусстве — занятный способ приблизиться к пониманию человеческой природы через самосозерцание и самопознание. Классики жанра — Ван Гог, Фрида Кало… и Мария Лассниг. В работах всех трех художников так или иначе проявляется тема телесности: Ван Гог запечатлел себя с перебинтованным ухом, Кало — с изломанной колонной вместо позвоночника. А на автопортретах Лассниг зачастую отсутствуют части тела,  а то, что осталось в наличии, окрашено не в самые натуральные цвета.  

Эту на первый взгляд странную особенность своих работ художница описала в 1948-м году как «Körpergefühlmalerei», что можно перевести на русский как «осознание тела». Лассниг изображала только те части тела, которые физически ощущала во время работы над каждым конкретным полотном. При этом цвета символизировали разную интенсивность этих ощущений: красный, например, мог обозначать наиболее напряженную часть тела. С течением времени автопортреты начинают включать животных и других людей — и даже зрителей. В 2009 накануне своего девяностолетия художница создает провокационный холст «Правда или действие»: в руках обнаженной художницы два пистолета, один из которых прижат к виску, а другой нацелен на публику.  

В 2013 году Мария Лассниг получила почетного «Золотого льва» Венецианской биеннале за вклад в искусство. Год спустя художница скончалась, но ее самобытное искусство продолжает будоражить посетителей выставочных проектов по всему миру. 

Вали Экспорт, пионер феминизма в искусстве 

Страна: Австрия 

Знаковые работы: перформанс «Тактильный кинотеатр» (1968), фильм «Практика любви», видеоперформанс «Боль утопии» 

В 1980-м Мария Лассниг представила Австрию на Венецианской биеннале на пару с другой художницей — Вали Экспорт, заявившей о себе за десятилетие до того. Рубеж 60-70-х — противоречивая для Австрии эпоха. С одной стороны, в это время на местной арт-сцене вот уже много лет процветает «венский акционизм» — провокационное движение, подрывающее устои консервативного послевоенного общества, и нередко — посредством акций на основе телесных практик. С другой стороны, австрийским женщинам до сих пор отводится роль образцово-показательных матерей, жен и хозяек. 

В этих обстоятельствах художница Вальтрауд Хеллингер берет вдохновленный табачным брендом псевдоним Вали Экспорт — чтобы освободиться от фамилий отца и бывшего мужа. А в 1968-м осуществляет перформанс «Тактильный кинотеатр»: выходит на улицу в картонной коробке с прорезями для рук и шторкой спереди. Прохожие могли запустить руки в коробку и пощупать обнаженную грудь художницы — так Экспорт выступила с критикой объективации женщин в кино и одновременно заявила об эмансипации женского тела. Сегодня этот и другие ранние перформансы австрийки — классика феминистского искусства. Со временем Экспорт начинает работать с кино — в 1985-м ее фильм «Практика любви» был показан на Берлинском кинофестивале. В наши дни художница отдает предпочтение видео-арту. 

Стефан Балкенхол, один из главных современных скульпторов 

Страна: Германия 

Знаковые работы: скульптуры, изображающие человека в белой рубашке  

Стефан Балкенхол во всей красе предстал перед московской публикой в 2016-м году — во время масштабной ретроспективы в ММОМА. Эта экспозиция продемонстрировала весь его диапазон — от совсем небольших скульптур до рельефов и инсталляций, занимающих целый зал. Вне зависимости от размера, работы скульптора объединяет две принципиальных особенности. Во-первых, они выполнены из дерева. Балкенхол — пожалуй, самый известный современный художник, создающий деревянную скульптуру по стопам средневековых практиков. Во-вторых, его работы почти всегда изображают одного и того же героя: неопределенных лет мужчину или женщину в заурядной одежде (в крайних случаях — лишь голову). 

Если у Гоголя и в наших бессчетных сочинениях по литературе человек обычно «маленький», то у Балкенхола он скорее «обыкновенный». Его герои невозмутимы, неподвижны, без каких-либо признаков классовой принадлежности. При этом «средневековый» шероховатый стиль художника придает им некую уязвимость. В скульптурах Балкенхола человек — одновременно и жертва безразличной современности и быстрого хода времени, и борец с ними. 

Лицзюнь Фан, «циничный реалист» 

Страна: Китай 

Знаковые работы: серия с «лысыми головами» 

В конце 1980-х и начале 1990-х годов в быстро развивающемся коммунистическом Китае начинается либерализация экономики и общества. В то же время в местном современном искусстве появляется одно из первых самобытных течений — циничный реализм. Его задача — с юмором и иронией противостоять коллективному мышлению и прочим проявлениям тоталитарного общества вчерашнего дня.  

Лицзюнь Фан — один из самых примечательных «циничных реалистов». Прежде всего, он известен своими полотнами, изображающими «лысые головы». По словам самого художника, посредством этих героев он подвергает критике гонения на художников и современную тенденцию судить внутренние качества человека по внешним: мужчины с обритыми по старой традиции головами китайское общество воспринимает как глупых и недалеких. «Лысые головы» Фана смеются, плачут, удивляются, зевают то ли от усталости, то ли от скуки, — испытывают самые разные общечеловеческие эмоции. 

Джан Хуан, перформансист-созерцатель 

Страна: Китай 

Знаковые работы: перформансы «Двенадцать квадратных метров», «Фамильное древо» 

Фрагмент работы «Фамильное древо»

Еще один именитый участник московской биеннале из Китая — Джан Хуан. Известность он приобрел благодаря своим отважным перформансам. В лучших традициях жанра в работах 1990-х годов китаец испытывал на прочность свое тело. Так, в рамках перформанса «Двенадцать квадратных метров» он целый час просидел обнаженным в тесной и душной общественной уборной. Под конец тело художника облепили мухи — Хуан завершил перформанс, погрузившись в воды заброшенного пруда. Сегодня фотодокументация этого перформанса находится в собрании Музея Гуггенхайма.  

С одной стороны, в «Двенадцати квадратных метрах» художник выступил с критикой жутких условий, в которых приходится жить обитателям бедных окраин Пекина. С другой, перфоманс был призван проиллюстрировать принцип духовной стойкости. Схожая идея нашла воплощение в одной из немногих скульптур Хуана — «Q-Конфуций» 2011 года. Художник изобразил китайского мудреца, погруженного по грудь в пол выставочного зала будто в воду.