Рецензия на фильм: «Портрет девушки в огне»

На этой неделе в российский прокат выходит самый романтический фильм года — чувственная драма французского режиссера Селин Сьяммы «Портрет девушки в огне», двукратный лауреат минувшего Каннского кинофестиваля. На Лазурном побережье Сьямму приняли с распростертыми объятиями — по итогам смотра компетентное жюри вручило ей Золотую пальмовую ветвь за лучший сценарий и специальный приз — Квир-пальму за освещение ЛГБТ-тематики. Критики же к новому детищу Сьяммы были более равнодушны — в частности, многие посчитали, что фильму не хватает естественности, другие упрекнули его в излишней слащавости, не без иронии отметив идеальное совпадение сюжета с актуальной нынче феминистской повесткой.

Стоит напомнить, что фигура женщины в творчестве Селин Сьяммы всегда была на первом плане, да и к теме лесбийской любви режиссер обращается уже не в первый раз. В 2007 году Сьямма дебютировала в Каннах с фильмом «Водяные лилии» — историей любви двух 15-летних школьниц, состоящих в команде по синхронному плаванию. Картина была отобрана в параллельную программу «Особый взгляд» и получила весьма теплый прием. Здесь же впервые появилась главная муза и, по совместительству, возлюбленная режиссера — актриса Адель Энель, восходящая звезда современного французского кино. В 2014 году Сьямма открыла «Двухнедельник режиссеров» с еще одной «женской» драмой о быте бедных темнокожих парижанок, получившей название «Девичество». В этом году режиссер вновь вернулась на лазурный берег, но теперь нацелилась на главный приз.

Сюжет «Портрета девушки в огне» разворачивается в XVIII веке. Молодая художница Марианна прибывает на пустынное побережье Бретани, чтобы написать портрет дочери хозяйки богатого имения Элоизы, которая в скором времени собирается выйти замуж. Во время работы над эскизами Марианна постепенно начинает испытывать чувства к своей натурщице, а Элоиза неожиданно отвечает ей взаимностью. В атмосфере, рекордно близкой к романтической, девушки влюбляются друг в друга и постигают звезды, что — как завещал Андре Асиман, а он пустого не скажет — бывает лишь раз в жизни.  

«Портрет девушки в огне» — это идеальный антипод другого фильма каннской конкурсной программы — «Мектуб, моя любовь 2: Интермеццо» Абделатифа Кешиша, шесть лет назад получившего главный приз фестиваля за провокационную «Жизнь Адель». То, что Кешиш выражает в прямых действиях, словах и даже позах, Сьямма передает лишь намеками и полутонами дрожащих голосов своих робких героинь.  

Сьямма изучает любовь, не как средство познания мира или другого человека, но как средство самопознания, поэтапно сближая девушек, оголяя на экране их чувства и тела. Параллельно любовной линии Сьямма без лишнего морализаторства рассуждает о положении женщины в обществе тех лет, сравнивая относительно привилегированную художницу Марианну с абсолютно подневольной Элоизой, не способной противостоять стремлению авторитетной матери выдать ее замуж за богатого кавалера.   

Уже в названии — «Портрет девушки в огне» — видится метафора женщины, находящейся в сексуальном расцвете, на пике своих эмоций. Эта женщина жаждет быть желанной и любимой, а главное — свободной в мире, полном запретов и бессмысленных ограничений. Именно эту женщину и пытается показать Селин Сьямма в своем фильме.

Спецпроект

Загружается, подождите ...