Мнение зрителей: москвичи советуют спектакли
«Зобеида»

Новый театральный сезон уже начался, на афишах мелькают заманчивые названия и имена известных актеров – нужно сделать нелегкий выбор, на какой спектакль пойти. Time Out решил облегчить задачу и попросил москвичей рассказать о том, какие постановки им понравились и почему на них стоит обратить внимания. 

Кристина Трубиевская, менеджер по работе с партнерами Яндекс.Афиши 

На первом месте для меня «Матросская тишина» в Театре Олега Табакова.  

Это история семьи из маленького еврейского местечка, которой довелось жить в жестокие времена, когда человеческое в человеке стало вне закона. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от спектакля и от пронзительной игры Владимира Машкова. Ни одна постановка не вызывала у меня столько разных чувств одновременно. Безоговорочное первое место и любовь навсегда.  

На втором месте «Зобеида» в РАМТе. Это театральная сказка итальянского писателя Карло Гоцци о вечной борьбе добра и зла. Постановка удивляет сразу же: начиная от необычного места проведения, театрального двора РАМТа, до невероятного послевкусия чего-то легкого, доброго. Это один из немногих спектаклей, способных оторвать от реальности, перенести в другой мир и заставить на пару часов забыть обо всем.  

И третье место в своем рейтинге отдаю спектаклю Юрия Бутусова «Человек из Рыбы» по пьесе современного драматурга Аси Волошиной, МХТ им.Чехова. «Человек из рыбы» – это собирательный образ, символ бездушной государственной машины, с которой героям приходится столкнуться лицом к лицу. Спектакли Бутусова ни на что не похожи. Это каждый раз уникальное действие со множеством смыслов и намеков, понять и почувствовать которые можно только отключив мысли. В этом постановке сложилось все: текст, блестящая сценография и яркие образы актеров. 

Вячеслав Герасимчук, журналист, руководитель утреннего шоу на канале «Пятница» 

Театральная Москва держится на нескольких китах-театрах, отдельных российских режиссерах и фестивалях, которые в последнее время все сильнее отражают глобализационные процессы. Если говорить о российских режиссерах, в моем топе будут Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов и Евгений Марчелли.  

Недавно состоялась премьера спектакля Дмитрия Крымова «Борис» по исторической драме Александра Пушкина «Борис Годунов». Отличительная сторона творческого метода Крымова – подача даже самых трагических событий через призму детской непосредственности и юмора. В «Борисе» задействована целая плеяда топовых артистов – от Тимофея Трибунцева до музы Крымова молодой актрисы Марии Смольниковой. Как правило, именно на ее персонажах режиссер делает акценты. 

Например, в «Сереже» в МХТ она играет Анну Каренину, которая постоянно находится во внутреннем диалоге с самой собой. Кажется, что осмысление персонажа происходит прямо сейчас, когда актриса находится на сцене. Смольникова словно бурчит что-то себе под нос странным и невнятным голосом, поэтому ее манеру произношения многие зрители не воспринимают. Им кажется, что это некое юродствование над героями. Но это так и есть: она показывает нам человека максимально приближенного к реальности – приземленного, странного. Именно такие персонажи отличаются от канонических прочтений. Они не лирически венерические, а живые и сомневающиеся. 

Спектакли Юрия Бутусова идут в Москве, Санкт-Петербурге, датском Ольборге, корейском Сеуле. И именно благодаря спектаклю Бутусова «Добрый человек из Сезуана» в моей жизни появилось новое увлечение – театр. Эта постановка – воплощение творческого метода одного из ведущих драматургов XX века Бертольта Брехта. Здесь основной принцип – не «верю – не верю», а «чувствую – не чувствую». Здесь льется вода, сыпется песок, герои говорят навзрыд, эмоции через край. Сначала это кажется каким-то сюром, балаганом с переигрываниями и многие зрители не досиживают до середины первого действия. Но если отключить внутренние барьеры, то на поверхность выходят новые смыслы, новое восприятие привычных вещей, чувственное познание превалирует над интеллектуальным.  

Сейчас в Москве идет несколько спектаклей Юрия Николаевича, которые безусловно стоит посетить, если хочется прикоснуться к постмодернисткому театру, соединяющему средневековое площадное искусство, клоунаду, современную музыку и творческое переосмысление традиционных взглядов на классические произведения. Последняя премьера Бутусова, которую можно увидеть в Театре Вахтангова, «Пер Гюнт»,  расширяет границы сказочного пространства Ибсена, создавая собственный мрачный мир, в котором люди страшнее выдуманных троллей, а Геббельс, Пол Маккартни и Сталин оказываются на одной плоскости восприятия. Отличительной особенностью спектаклей Бутусова становится мультикультурность и возможность искать новые смыслы в элементах декораций и внезапно возникающих отсылках к другим произведениям, современной политической обстановке, самому себе. 

Евгений Марчелли большую часть своих постановок оставил в театре имени Волкова в Ярославле. Однако и в Москве можно увидеть несколько спектаклей. Один из столичных спектаклей Марчелли в Театре Наций, «ГрозаГроза», –  это живое переосмысление хрестоматийного произведения Николая Островского, которое большинство ненавидит со школьной скамьи. Евгений Жозефович берет за основу вполне очевидную для этой пьесы тему женского превосходства над мужчинами. В его постановке три сильных женских образа: Кабаниха, которую играет блистательная жена режиссера Анастасия Светлова, Катерина – Юлия Пересильд и Варвара – Юлия Хлынина. Основной конфликт разворачивается между ними. А все персонажи-мужчины на этом фоне – жалкие декорации. Бориса и Тихона играет вообще один артист, причем настолько одинаково, что становится понятно – для режиссера именно эти герои ничем не отличаются друг от друга. Оба они из слабости толкают Катерину в объятия отчаяния. 

А среди наиболее модных пространств в Москве можно выделить «Гоголь-центр», который за последние несколько лет стал настоящим пристанищем хипстеров столицы. Худрук Кирилл Серебренников несмотря на то, что около двух лет провел под домашним арестом, умудрялся ставить спектакли дистанционно. Так возникли «Идиоты», «Палачи», «Барокко». Не могу сказать, что эти спектакли глубоко тронули меня, однако во всех этих постановках есть четкая линия – стремление показать борьбу личности против угнетающего ее государства. Очевидно, что Серебренников во всех произведениях пытается сделать акцент на собственную историю опалы. 

И это уже принесло ему славу художника в кандалах, орел мученика. Хотя творчески, на мой взгляд, он за последнее время перестал развиваться. Вспоминая его спектакли 2000-х годов, можно отметить, что многие из них в те времена были более эпатажными, смелыми и прорывными. Так, например, между спектаклем «Человек-подушка», идущим на малой сцене МХТ, и «Палачами», недавно выстрелившими на подмостках  «Гоголь-центра», прошло больше тринадцати лет, однако они смотрятся как некий сериал. И с эмоциональной точки зрения более ранний «Человек-подушка» был гораздо сильнее. 

Нина Петряшева 

Моя самая большая театральная любовь – постановки Сергея Землянского, проект «Версия без слов». Его пластические спектакли пробирают до мурашек. Это фантастически красивое сочетание музыки, света и языка тела. «Материнское поле», «Воскресение», «Демон», «Метоморфозы IV: Барыня. Суходол», «Калигула», «Ревизор» – даже не могу выделить какую-то одну постановку, они все очень разные и по-своему прекрасные. ⠀ 

Моя любимая актриса – Елена Алексеевна Яковлева. Она играет в совершенно разных по стилю спектаклях, у разных режиссеров, но при этом она восхитительна во всех ролях. Особенно запомнилась в спектаклях Владимира Панкова «Территория любви» и «Старый дом». Кстати, к спектаклям Панкова в жанре «SounDrama» я тоже неравнодушна. В его постановках особое место занимает музыка: она является не просто фоном или сопровождением – она живет наравне с героями. ⠀ 

Самые нежные чувства испытываю к Театру им. Пушкина. Туда я больше всего люблю приходить, знаю их репертуар, а артисты стали уже практически родными. Я могу рекомендовать к просмотру практически все их спектакли. Особое внимание стоит обратить на комедии «Женитьба Фигаро», «Таланты и покойники», безумно люблю и не раз смотрела сумасшедшую «Семейку Краузе», а также «Эта прекрасная жизнь».  

Из новинок очень понравилась постановка в Театре мюзикла «Пари над бездной». Совершенно новый жанр «циркодрама» оставил очень приятные впечатления. В этом спектакле много цирка, но при этом он имеет драматический сюжет, который цепляет, дает пищу для размышлений. Это история любви, рассказанная без слов. Шикарно подобранная музыка, сложные многоуровневые металлические конструкции и уникальные акробатические номера соединились в фантастическое зрелище, которое восхищает!⠀⠀ 

А если хочется чего-то нестандартного, яркого, стильного и молодежного, то можно смело идти в «ЦДР» на «Кеды», «Раковый корпус» или «Однорукого и Спокана». 

Илья Босенко, генеральный директор телеком-компании Altegrosky 

Я могу рекомендовать спектакль «Бег»Театр Вахтангова, режиссер Юрий Бутусов. Очень сильный и канонический текст Булгакова в такой же сильной, но оригинальной постановке Бутусова. Если вы устали от классических действий и хотите встряски, то Бутусов вас удивит. И пронзит душу насквозь, как лопаты пронзают деревянную гробовую доску под стихи Бродского. Вы будете вовлечены в сюрреализм снов, безысходности и отчаяния героев. Будете поражены схожестью людей и тараканов. Вас будет мучить совесть из-за невинно казненного солдата. После этого спектакля театральный мир перевернулся. По крайней мере, для меня. 

Про спектакль «Маленькие трагедии» Серебренникова я даже написал отзыв в инстаграме. Канонический текст в необычной авторской постановке: мотоциклы вместо коней, пистолеты вместо шпаг, разговоры героев по скайпу. Все это говорит: «Смотри, ничего не меняется со временем, и истории не стареют».  

Больше всего мне понравилась часть «Пролог», сделанная по стихотворению «Пророк». Шестикрылый Серафим (Евгений Романцов) вырвал у ничего не подозревающего пророка (Филипп Авдеев) грешный язык и сердце трепетное вынул, находясь в зале ожидания какого-то вокзала. Это было настолько мощно и жутко, что проняло до костей.  

Остальной спектакль полон отсылок, символов и вторых смыслов. Рэпер Хаски читает и поет свою музыку: он символ поэта и гражданина. Я оказался не готов к его манере и дикции, поэтому мало что понял, сидя в зале, но дома переслушал его в хорошем качестве и оценил. 

Мне понравилось, как Серебренников видит ад. Это место, где одиноко, скучно, и лишь Siri отвечает тебе невпопад. А новости на канале «Россия24» символизируют абсолютное зло, как и телефон звукорежиссера, зазвонивший во время спектакля. 

Марина Змеина, customer success manager в Flowwow

Из того, что советую всем друзьям, несмотря на их насмотренность и предпочтения, –  «Black&Simpson» в театре «Практика». История о переписке длиною в пятнадцать лет между убийцей и отцом жертвы. Она в первую очередь о непостижимом прощении и человечности, которые до увиденного и представить трудно.  

Вторая постановка, которую я всем рекомендую, – «Любовь людей» в Театре им. Маяковского. Современная драматургия: довольно мрачная на эмоции и сильная постановка. Не для праздного пятничного вечера, а скорее как помощник в раскладывании себя по полочкам. 

Спецпроект

Загружается, подождите ...