«История жизни, а не смерти»: Гаррет Прайс о фильме «С любовью, Антоша»

«История жизни, а не смерти»: Гаррет Прайс о фильме «С любовью, Антоша»

Оля Смолина   25 сентября 2019
9 мин
«История жизни, а не смерти»: Гаррет Прайс о фильме «С любовью, Антоша»

С 26 сентября в отечественный прокат выходит документальный фильм «С любовью, Антоша», посвященный трагически ушедшему Антону Ельчину, американскому актеру российского происхождения, которому в этом году могло исполниться 30 лет. Перед премьерой режиссер картины Гаррет Прайс рассказал Time Out о процессе создания картины, о любимой роли Антона Ельчина и о своей поездке на фестиваль «Сандэнс».

Гаррет Прайс, режиссер фильма «С любовью, Антоша»

— Расскажите, пожалуйста, как и кому пришла идея снять документальный фильм об Антоне.

— Близкий друг Антона — американский режиссер Дрейк Доримус, который много лет назад работал с ним над фильмом «Как сумасшедший» — познакомил меня с его родителями. В это время они как раз размышляли над идеей сделать полнометражный фильм о жизни и творчестве Антона. Поставить его должен был сам Доримус — так хотела его семья. Однако Дрейк посчитал, что не подходит для этой роли, все-таки они с Антоном были очень близки. И тогда он предложил мне пост режиссера. По его мнению, картиной должен был заняться человек, у которого нет никаких персональных связей ни с самим Антоном Ельчиным, ни с его родителями. Я должен был стать объективной стороной этой истории.

Дрейк Доримус и Антон Ельчин

Однажды вечером я встретился с семьей Антона, и мы просто поговорили о нем. О том, каким он был. Ведь сам я никогда не знал его лично. Именно тогда я понял, какой должна стать эта история.

«Все рисунки, записки на смятых бумажках — все это действительно принадлежало ему. Это частицы жизни одного человека».

Антон Ельчин и Кристен Стюарт, кадр из фильма «С любовью, Антоша»

— «С любовью, Антоша» состоит из маленьких кусочков памяти, каждый из которых как-то по-новому раскрывает перед нами актера. Как собирались все эти видеофрагменты, фотографии, истории?

— После смерти Антона его родители начали собирать все, что было с ним связано. Все, что накопилось за долгие годы. Домашние видео, письма, фотографии, мэйлы… Это не делалось специально для фильма, они просто хотели сохранить память о нем. К началу съемок у них уже набрался большой архив. Все эти воспоминания — с самого раннего детства до последнего года жизни — они оказались совершенно бесценны. Они рассказывали целую историю, историю человеческой жизни. Кроме того, родители Антона передали мне его дневники, детские письма, скетчи, наброски. Все это помогло мне по кусочкам собрать портрет человека, которым был Антон Ельчин. Для меня было очень важно, чтобы повествование шло от лица самого Антона. Мне хотелось показать его таким, каким видели его близкие: друзья и родители. Каким они его знали.

Антон Ельчин с родителями, кадр из фильма «С любовью, Антоша»

— Получается, что все письма, которые показывали в фильме, были написаны самим Антоном? Они хранились так много лет?

— Да. Все письма, которые использовались в фильме, были написаны рукой Антона. Его родителям удалось их собрать и сохранить. Более того, он сам хранил их на протяжении всей своей жизни.

«С учетом всех обстоятельств, Антон всегда жил на полную. Для меня было очень важно, чтобы «С любовью, Антоша» был фильмом о жизни, не о смерти».

Песни, которые играют в фильме, тоже были записаны Антоном. Все рисунки, записки на смятых бумажках — все это действительно принадлежало ему. Это частицы жизни одного человека.

— Но кроме личных вещей Антона, в фильме много интервью с его друзьями и даже коллегами по разным фильмам. Расскажите, как записывались эти встречи, кто из актеров помогал в создании фильма?

— Больше всего, конечно, помогал Дрейк Доримус, он был продюсером фильма. Но на самом деле многие из друзей и знакомых Антона хотели как-то помочь и поучаствовать. Тот же Джей-Джей Абрамс (с которым они делали «Стартрек» — прим. ред.), Джоди Фостер («Бобер» — прим. ред.) — они все были готовы предоставить материал со съемок и рассказать об Антоне.

Как оказалось, ему удалось повлиять на жизни многих людей, независимо от того, знали они его пять минут или пять лет, были они просто коллегами или близкими друзьями. Каким-то совершенно невообразимым образом встреча с Антоном отпечатывалось в памяти.

Антон Ельчин, Закари Куинто, Крис Пайн. Фото: Кевин Уинтер © 

Под конец у меня набралось более 60 различных интервью. Самым сложным был процесс отбора — понять, какие интервью можно использовать, а от каких надо отказаться. Это было сложно еще и потому, что все хотели стать частью этого фильма.

— А какие интервью в итоге не попали в финальную версию картины?

— Мне пришлось отказаться от записей со Сьюзан Сарандон и Гленн Клоуз, несмотря на то, что они дали прекрасные интервью. Просто другие бы тогда не вместились. К счастью, никто не обиделся. Все работают в сфере кино, и все понимают жесткие рамки хронометража. И опять же, мне было важно, чтобы повествование в первую очередь велось от лица Антона. По этой причине именно ему была отдана большая часть фильма: я старался использовать его голос как можно чаще.

— Я заметила, что в фильме очень много говорят о болезни Антона, о том, как сложно ему было с ней бороться. Как вы думаете, почему многие узнали о ней только после его смерти?

— Болезнь Антона была одной из самых печальных сторон его жизни. Действительно, многие люди знали о том, как он погиб, но мало кто знал о том, как он жил. Я надеюсь, что «С любовью, Антоша» поможет это изменить. Я надеюсь, что люди смогут увидеть, сколько всего он успел сделать, используя то небольшое количество времени, которое было ему отведено. С учетом всех обстоятельств, Антон всегда жил на полную. Для меня было очень важно, чтобы «С любовью, Антоша» был фильмом о жизни, не о смерти. Смерть — это лишь малая часть жизни, которая наступает в самом конце.

Антон Ельчин, кадр из фильма «С любовью, Антоша»

«Все искания и стремления Антона вели к его режиссерскому креслу. Мне кажется, что все его актерские работы, все рисунки, записи, все книги, которые он читал, весь жизненный опыт, который он копил, все это вело его к созданию собственного фильма».

Я бы хотел, чтобы люди, которые посмотрят эту картину, задумались о себе, я бы хотел пробудить в них желание жить полной жизнью и никогда не останавливаться, всегда стремиться к чему-то большему, придумывать что-то новое, создавать что-то новое. Потому что именно так жил Антон, и это то, чему многим стоит научиться.

— Как вы считаете, стремление Антона к жизни и его борьба с муковисцидозом сможет вдохновить других людей, находящихся в схожих жизненных обстоятельствах?

— Да, я очень на это рассчитываю. Я хочу, чтобы фильм о жизни Антона встряхнул этих людей, чтобы они перестали тратить свое время впустую, чтобы они никогда не прекращали борьбу, будь то борьба с тяжелым хроническим заболеванием или чем-то еще.

— Мне кажется, многим при просмотре станет грустно от того, что у них нет подобных отношений с родителями или детьми…

— Возможно «С любовью, Антоша» вдохновит их стать лучшим родителем своему ребенку или лучшим сыном или дочерью для своих родителей. Я надеюсь, что после просмотра кто-нибудь обязательно позвонит своей семье, напомнит о себе… В конечном счете, «С любовью, Антоша» — это история о любви. Любви Антона к его родителям, его родителей — к нему. Сквозная тема всего фильма — это отношения Антона с его мамой и папой, потому что они были такими особенными. Когда кто-то так любит и поддерживает тебя на протяжении всей твоей жизни, все становится возможным.

«Я позвал на сцену родителей Антона, все это было очень эмоционально для каждого, кто присутствовал на показе. Эта премьера стала для меня одним из тех моментов, которые бывают только раз в жизни».

Антон Ельчин с мамой, кадр из фильма «С любовью, Антоша»

— Первый показ «С любовью, Антоша» прошел на фестивале «Сандэнс». Расскажите, как его приняли зрители. Прониклись ли они этой историей так, как мы с вами?

— Да, мы решили показать фильм на «Сандэнсе», потому что этот фестиваль всегда был как второй дом для Антона. Он приезжал сюда с разными проектами много лет. И публика здесь всегда его любила. Этот фестиваль всегда был каким-то особенным, волшебным. Здесь всегда такая теплая и домашняя атмосфера. Поэтому «Сандэнс» показался идеальным местом для премьеры «С любовью, Антоша».

На премьеру пришло почти 700 человек, и после финальных титров начались стоячие овации. Я позвал на сцену родителей Антона, все это было очень эмоционально для каждого, кто присутствовал на показе. Эта премьера стала для меня одним из тех моментов, которые бывают только раз в жизни.

— Вы сказали, что не были знакомы с Антоном лично. Но может быть, у вас есть какой-нибудь любимый фильм с его участием?

— Думаю, что это «Зеленая комната». Мне кажется, что именно в этой картине он смог выйти на какой-то новый уровень своего мастерства, показать весь свой потенциал, то, каким актером он мог бы стать в будущем. Я считаю, что он был хорош во всех своих фильмах, но именно «Зеленая комната» стала чем-то определяющим в плане карьеры. Это одновременно и очень печально, потому что «Зеленая комната» стала одним из последних его проектов.

Антон Ельчин, кадр из фильма «С любовью, Антоша»

— В финале «С любовью, Антоша» мы узнаем о том, что Антон собирался стать режиссером и готовил фильм под названием «Трэвис». Можете рассказать подробнее?

— Все искания и стремления Антона вели к его режиссерскому креслу. Мне кажется, что все его актерские работы, все рисунки, записи, все книги, которые он читал, весь жизненный опыт, который он копил, все это вело его к созданию собственного фильма. «Трэвис» должен был стать его первой работой, он был вдохновлен любимой картиной Антона — «Таксист» Мартина Скорсезе. Трэвисом звали персонажа Роберта Де Ниро. Съемки должны были начаться буквально через несколько дней, но Антон умер. Очень жаль, что мы никогда не увидим этот фильм. Я как-то спросил у матери Антона, мог бы кто-то другой взяться за него. И она сказала: «Нет». Честно говоря, я с ней полностью согласен. В первую очередь, потому что сценарий «Трэвиса» состоит всего из 70 страниц, остальные 50 были в голове у самого Антона. Таким человеком он был.