12 фильмов Дэнни Бойла от худшего к лучшему

12 фильмов Дэнни Бойла от худшего к лучшему

Иван Афанасьев   17 сентября 2019
7 мин
12 фильмов Дэнни Бойла от худшего к лучшему

19 сентября в прокат выходит «Yesterday» — новая картина классика британского кино Дэнни Бойла о молодом британце, который после пробуждения оказался единственным человеком на Земле, помнящим песни The Beatles. Судя по завязке, можно ожидать чего-то веселого и хорошего, однако гарантий нет: у Бойла бывали и сильные, и слабые картины. Time Out расставил все картины режиссера по ранжиру.

Менее привычная жизнь (1997)

Авантюрная комедия — жанр для Бойла привычный. Роберт — шлимазл-работяга, мечтающий о карьере писателя. Судьба сводит парня с прекрасной Селиной — дочерью начальника Роберта, который только что его уволил. Вместе они пускаются в бега, а за ними по пятам, кроме разъяренного отца, следуют двое ангелов, посланных с небес следить за ситуацией. Проблема фильма не в том, что он банален и слишком непритязателен (за что на него и взъелись критики). Важнее, что в этом фантасмагоричной смеси роуд-муви с мелодрамой очень сложно уловить какую-либо химию между героями Юэна Макгрегора и Камерон Диаз — а для фильма с любовной линией в центре внимания это гибели подобно.

Пляж (2000)

Охочий до новых ощущений повеса Ричард, переживающий приступ экзистенциальной тоски, узнает о загадочном острове, где «траву» собирают в снопы жители местной коммуны, а прекрасные юноши и девушки купаются в голубых лагунах нагишом. После долгих поисков он находит остров — но вместо рая на земле попадает в ад, контролируемый местными пиратами. «Пляж» — это фильм-безделушка. Ранний Бойл склонен к морализаторству, и сюжет об эскапистах, столкнувшихся с реалиями взрослой жизни, вполне в его духе. Правда, Бойл еще не нашел нужной интонации, которая уравновесит его фирменный цинизм и желание читать морали.

Транс (2013)

После удара по голове во время ограбления аукционного дома смотритель Саймон забывает, куда спрятал бесценную картину Гойи, которую бандиты в сговоре с ним должны были похитить. Чтобы вернуть Саймону память, его отправляют к психиатру, которая лечит бедолагу с помощью гипноза. После главных своих шедевров Бойл позволил себе расслабиться и снять чисто жанровое кино: лихо закрученный криминальный триллер, без каких-либо идейных посылов. Единственное, что несколько смущает — это какое-то чрезмерное, почти вуайеристское любование Розарио Доусон, которая на тот момент была возлюбленной режиссера.

Неглубокая могила (1994)

Однажды в доме трех веселых друзей появляется труп их нового соседа и чемодан, полный денег. Решив избавиться от тела и приобщить богатство к своему капиталу, молодые люди ввязываются в криминальную заварушку, умножая количество мертвых тел в этой запутанной истории. Триллер Бойла — типичное (в хорошем смысле) дебютное кино: еще немного неуверенное, непритязательное, хотя и довольно дерзкое зрелище, наполненное черным юмором и критикой бездумного потребления.

На игле (1995)

Зато уже со следующим фильмом Бойл сорвал джек-пот. Причиной тому стал невероятный уровень натурализма, с которым он показал жизнь молодых наркоманов. Именно «На игле» сформировал авторский почерк режиссера: нежелание сглаживать острые углы, экспрессивная подача «в лоб» и откровенное издевательство как над персонажами, так и над зрителем. Правда, сейчас фильм слегка устарел морально: «пасторская» функция очищения человечества от кислоты, заведенная еще автором романа Иривином Уэлшем, выдохлась, остались лишь выдающаяся режиссура и черный юмор.

Миллионер из трущоб (2008)

8 премий «Оскар», сборы почти в 400 миллионов долларов, восторженные отзывы зрителей и кинокритиков — в общем, по мнению многих, лучший фильм Бойла в его карьере. Так ли это? История молодого бомбейского парня, который победил в программе «Кто хочет стать миллионером?», впечатляет тем, что это необычное сочетание восточной сказки и так любимой в США истории про Золушку. Кино светлое, доброе и очень трогательное — да. Можно ли назвать эту историю выдающейся? Вряд ли: слишком в ней все красиво, слишком все не по-настоящему, «так в жизни не бывает». Впрочем, в качестве сказки «Миллионер из трущоб» работает идеально.

Стив Джобс (2015)

Есть мнение, что байопик о знаменитом предпринимателе — фильм не столько Дэнни Бойла, сколько лучшего диалогового сценариста в Голливуде Аарона Соркина: мол, без них он превращается в набор эпизодов из жизни Стива Джобса. Не совсем так. Заслуга Бойла как минимум в том, что он придумал гениальное решение снять фильм в трех разных форматах: на 16- и 35-мм пленку и на цифру. Эта концепция сработала и на уровне восприятия: мы действительно видим, как меняется мир вокруг главного героя, ощущаем это на каком-то ретроспективном уровне. В остальном «Стив Джобс» — довольно традиционный «разговорный» байопик с сильными актерскими работами, не более того.

На игле 2 (2017)

Преимущество сиквела «На игле» в том, что он «обновил» старых героев, дал им новое дыхание, представив старым фанатам их «повзрослевшие» версии. На примере этого фильма видно, как Дэнни Бойл заматерел, перестал «включать проповедника», чем грешил в начале своей карьеры, но при этом не растерял своего цинизма и ехидства, за которые его так любят. Как сказал Ирвин Уэлш, они «не хотели очернять наследие оригинального романа, а хотели рассказать новую историю». И это правильно: проблема потерянности поколений по-прежнему актуальна, но смотрится «На игле 2» свежее, чем оригинальный фильм. По крайней мере, сейчас.

28 дней спустя (2002)

Для сценария Алекса Гарленда нигилистическая натура Бойла нашла, похоже, идеальную форму. С одной стороны, этапный фильм в жанре зомби-хоррора: как минимум, потому что, кажется, впервые со времен фильмов Джорджа Ромеро ходячие мертвецы стали быстрыми и по-настоящему пугающими. С другой, «28 дней спустя» — это квинтэссенция мизантропичного стиля Бойла: фильм-приговор, вердикт человечеству, которое неспособно прийти к консенсусу даже на грани вымирания. Плюс эта картина стала переломной в карьере режиссера, будто бы он выдохнул на ней все, что его раздражало.

Миллионы (2004)

После «28 дней спустя» Бойл взял курс на раскрытие гуманизма в человеке. Первой ласточкой и стал фильм «Миллионы». Два мальчика получают в руки сумку с огромной суммой наличных — и не зная, что с ней делать, решают потратить деньги на благотворительность, помогая бедным и нуждающимся. Можно сказать, что это своеобразный микс «Миллионера из трущоб» и «Пляжа»: с одной стороны, это тоже сказка, как и первый фильм, с другой — дети в нем сталкиваются с жестокостью реального мира, которому важнее, что дают, а не кто дает. И не все препятствия возможно преодолеть — возможно, это главный урок, который несет этот добрый и мудрый в своей наивности фильм.

Пекло (2007)

Фантастика — жанр для Бойла, скажем прямо, не характерный (не считая «28 дней спустя», в котором фантастическая часть номенклатурна). Но при этом «Пекло» — едва ли не самый «бойловский» фильм. Это полная гуманизма история о людях, которые отправляются на самое опасное задание во Вселенной — зажечь погасшее Солнце при помощи ядерного заряда. Ключевым персонажем становится Кейпа, самый молодой и неопытный участник экспедиции, проходящий своеобразный обряд инициации, чтобы в конце стать Икаром, который все-таки смог приблизиться к Солнцу достаточно близко.

127 часов (2010)

Неоспоримое доказательство того, что Дэнни Бойл — талантливейший режиссер современности. Только он может снять фильм с практически одним Джеймсом Франко на весь фильм, в одной локации, в рамках которой актер даже пошевелиться толком не может. Разумеется, история реального человека Аарона Ралстона, оказавшегося в смертельной ловушке в каньоне штата Юта без еды, воды и надежды, разрежена флешбеками, через которые мы узнаем о герое чуть больше. Но главное в этом фильме — это как типичный бойловский герой, вопреки скепсису и своему не самому приятному характеру, сам себя вытаскивает со дна, аллегорически и буквально.