Голос в твоей голове: 7 лучших спектаклей в наушниках

Если усевшись в кресло зрительного зала, вы через пять минут начинаете дремать, то это повод попробовать новый театральный формат, ведь в Москве как раз настоящий бум постановок в жанре site-specific. Среди них много спектаклей в наушниках: как на одного зрителя, так и на группу, как в зданиях, так и на улице. Разобраться в них поможет гид Time Out.  

«Remote Moscow» 

Где: от Миусского кладбища до Петровки

Когда: ежедневно, кроме понедельников и вторников

Режим просмотра: в группе

Билеты

Что: Легендарная постановка немецкой группы Rimini Protokoll, локализованные версии которого идут в разных точках планеты. Хотя первым в России стал «Remote Петербург», именно московский спектакль утвердил аудиопроменад в российском театре и спустя пять лет во многом остается эталоном жанра. Синтезированный голос в наушниках становится вашим проводником, а зрители рядом — коллегами по сцене. Готовы ли вы подчиниться командам машины и исполнять роль, которую не вы прописали? 

Что еще нужно знать: Каждый год импресарио Федор Елютин обещает, что текущий сезон станет для московской версии последним. И хотя хочется надеяться, что проект вернется и следующей весной, советуем перестраховаться и не откладывать посещение.

«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым»

Где: от Кропоткинской до Крымского моста

Когда: в любое время

Режим просмотра: индивидуальный

Сайт проекта

Что: Первый спектакль проекта «Мобильный художественный театр», делающего спектакли максимально доступными зрителю: нужен только смартфон с приложением и наушники. По большому счету, можно даже не выходить из дома, хотя именно пространство становится точкой отсчета для тех историй, которые составляют рассказ Кирилла Серебренникова. Этот спектакль был записан им в период домашнего ареста по делу «Седьмой студии», когда район Пречистенки и Остоженки был единственным, где режиссеру разрешалось гулять по два часа в день. В итоге получилось мощное высказывание на тему взаимоотношений художника и власти, в котором судьбы разных исторических деятелей — Булгакова, Есенина, Пастернака, Шехтеля, Веры Мухиной и других, — помещенные в контекст сегодняшнего дня, вступают с ним в ощутимый резонанс.

Что еще нужно знать: В репертуаре «Мобильного художественного театра» кроме «1000 шагов» есть также сюжетные спектакли «Мастер и Маргарита» по Патриаршим и «Свинарка и пастух» по ВДНХ, а на сентябрь планируется премьера «Рок-Тверской» от знатока русского рока Михаила Козырева. 

«Мам, привет»  

Где: Творческое объединение НОМе

Когда: 21–25 августа

Режим просмотра: индивидуальный, но в окружении других зрителей

Билеты

Что: Как бы ни был важен отец, именно связь с матерью — то, что определяет отношения человека с миром и с самим собой. Режиссер Вика Привалова и драматург Евгений Казачков собрали десятки рассказов людей о своих мамах: грустных, трогательных, смешных и страшных. Их вы и услышите в наушниках, гуляя по пространству спектакля-выставки. При этом даже если ни одна из историй лично с вами не срезонирует, поводов для размышлений и переживаний все равно останется много: документальная постановка получилась очень эмоциональной. 

Что еще нужно знать: Не забудьте взять на спектакль заряженный смартфон с наушниками: аудио нужно будет скачать в приложении. 

«Invisible Moscow» («Невидимая Москва») 

Где: от ГУМа до кинотеатра «Иллюзион»

Когда: ежедневно, сеансы в разное время

Режим просмотра: в группе

Билеты

Что: Отличие этого спектакля-прогулки в том, что проводник здесь не абстрактный голос в наушниках, а реальная актриса в роли девушки Саши, — журналистки-международницы, которая уже несколько лет работает за рубежом и в родной Москве вдруг оказалась проездом. Именно ее иронически-серьезные размышления вы слышите в своей голове, проходя по многолюдному Зарядью и укромным дворам Китай-города и Хитровки. И пускай личная история героини иногда затмевается обилием краеведческих фактов, «Invisible Moscow» — хороший способ по-новому взглянуть на столицу, в прошлом которой есть все: и кровавая Салтычиха, и репрессии, и вечеринки в «Дорогая, я перезвоню». 

Что еще нужно знать: Кроме русской версии есть также английская, немецкая и французская, поэтому можно советовать променад друзьям-иностранцам. И еще учтите, что спектакль длится два часа и проходит по маршруту в 5 км, так что подходящая обувь — важный фактор восприятия. 

«Etiquette»

Где: Универмаг «Цветной» и площадки городских фестивалей

Когда: постоянно спектакль не идет, следите за новостями «Импресарио»

Режим просмотра: участвуют двое, но прийти можно без компании

Сайт проекта

Что: Со стороны все похоже на обычное свидание: двое сидят за столиком в многолюдном месте и смотрят друг другу в глаза. Только в руках у них не чашка кофе, а пластилин и кусочек мела, а на голове наушники. Спектакль британской театральной компании Rotozaza, привезенный в Москву Федором Елютиным, исследует способность устанавливать контакт с другим человеком — неважно, знакомым или нет. Считает ли собеседник эмоцию, которую вам приказано изобразить? Удастся ли вам вместе, без репетиций, подчиняясь только голосу в наушниках, сыграть небольшой спектакль? Взаимное доверие и открытость — залог успешного художественного приключения. 

Что еще нужно знать: Лучше снизить громкость и/или договориться с партнером говорить громче: из-за наушников и шума вокруг иногда сложно расслышать реплики друг друга. 

«Точное время» 

Где: Киевский вокзал

Когда: каждую субботу

Режим просмотра: в группе

Билеты

Что: Вокзал — это место переправы, где мы встречаем город и прощаемся с ним. Но в спектакле проекта «Москва глазами инженера» Киевский вокзал становится точкой пересечения не только разных пространств, но и разных времен, хранителями которых выступают неоклассицистские залы ожидания. Под удивленными взглядами скучающих пассажиров зрители рассматривают в бинокли люстры, свистят уходящим поездам, слушают оперу об установлении советской власти на Украине в исполнении барельефов и поднимаются в недоступную вокзальную башню к уникальным механическим часам. Если вы не фанат исторических экскурсий, но хотите увидеть привычное место с новой стороны, то этот спектакль — именно то, что вы ищете.    

Что еще нужно знать: Вентиляция на вокзале оставляет желать лучшего, так что советуем одеваться легче.  

«Время, которое» 

Где: Библиотека СТД

Когда: будние дни, сеансы в 12:00, 14:00, 16:00

Режим просмотра: индивидуальный

Билеты

Что: Режиссер Семен Александровский специализируется на променадах и спектаклях в наушниках: в Питере у него сразу несколько таких постановок. Для московского спектакля он и его соавтор, драматург Ася Волошина, выбрали необычную локацию — библиотеку Союза театральных деятелей, взяв в основу сюжета неизвестный факт: после ареста Всеволода Мейерхольда две сотрудницы библиотеки спрятали и сохранили архив с рецензиями на спектакли репрессированного режиссера. Вы приходите в библиотеку как обычный читатель, но вместо книги вам выдают плеер и наушники, и вы проваливаетесь во временной разлом — действие происходит одновременно в 1939 и 2018 годах, — обнаруживая, что между эпохами пугающе много общего.  

Что еще нужно знать: Увы, спектакль доступен исключительно в часы работы библиотеки, так что по вечерам и в выходные посетить его не получится. 

Спецпроект

Загружается, подождите ...